Толкования на 1 Кор. 14:14

Свт. Василий Великий

Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода

Вопрос. Как у человека «дух мой и молится, но ум мой остается без плода»?

Ответ. Сие сказано о воссылающих молитвы на языке неизвестном слушающим. Ибо Апостол говорит: «когда я молюсь на (незнакомом) языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода». Когда слова молитвы неизвестны присутствующим; тогда ум молящегося «без плода есть», потому что никто не получает пользы. Когда же присутствующие понимают молитву, которая может пользовать слушающих, тогда ум молящегося имеет плод – исправление пользуемых. То же должно сказать и о всяком произношении слова Божия. Ибо написано: «а только доброе для назидания в вере» (Еф.4, 29).

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Свт. Иоанн Златоуст

Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода

См. Толкование на 1 Кор. 14:10

Свт. Феофан Затворник

Аще бо молюся языком, дух мой молится, а ум мой без плода есть

«Духом называет Апостол дарование, а умом изъяснение сказанного» (Феодорит). Ум плод имеет, когда, понимая что, передает то другим, и тем пользу им доставляет. Сия польза – плод ума. На языках чужих говоря, предлагали все, сказанное выше, и откровение, и разум, и пророчество, и научение, а нередко и молитву. Дух мой,– говорит Апостол,– в лице всякого говорящего языками дух мой, Духом Божиим возбужденный, молится на чужом языке, дар Божий при этом в действии, он свое дело исправляет, но ум мой при этом остается без плода, потому что не передает другим на понятном языке того, что сам приемлет от Духа Божия. Если б я это делал, приносил бы пользу другим, и тогда ум мой не был бы без плода. «Плодом для говорящего служит польза слушающих. Сие сказал Апостол и в послании к Римлянам: да некий плод имею и в вас, якоже и в прочих языцех (Рим. 1, 13). Посему, беседуя на другом языке и не предлагая присутствующим истолкования, не буду иметь никакого плода, потому что они не получат никакой пользы» (Феодорит). Говоря о молитве на языке, Апостол берет только пример, а разумеет вообще говорение на языках. «Если я говорю языком, а в то же время не истолковываю, то дух мой,– душа моя сама по себе, получает пользу, а ум мой – без плода есть, потому что другим не приносит пользы» (Феофилакт).

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода

Если я молюсь, говорит, языком, то дух мой молится, а ум мой безплоден (есть), то есть: Дух Святый, говорящий, знает, что говорит Он во мне, - но ум мой, поелику не знает, что говорит языком, остается без плода в оной молитве.

Толкование на послания божественного Павла.

Блаж. Августин

Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода

Он говорит это о том случае, когда произносимое не понимается, потому что не может быть выражено, если образы физических звуков не предшествуют самим звукам в мысли духа.

О Троице.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода

В древности некоторые вместе с даром языков получали дар молитвы, и произносили слова персидские или римские, но ум не понимал того, что они говорили. Павел и говорит, что дух мой, то есть дарование, движущее язык, молится, а ум мой пребывает без плода, так как не разумеет ничего из произносимого. Смотри же, как он постепенно доказал, что говорящий только языком бесполезен и сам для себя. Так объясняет это место святой Иоанн. Некоторые же понимают так: если я говорю языком, но не объясняю, то дух мой, то есть душа моя, сама по себе получает пользу, а ум мой остается без плода, потому что не приносит пользы другим. Понимающие так это изречение, по моему мнению побоялись заблуждения Монтана: ибо он ввел такую ересь, что пророки решительно не понимали своих речей, но одержимые Духом говорили нечто, а что говорили, того не разумели. Но это здесь неуместно. Ибо апостол сказал это, то есть что не понимают своих слов не о пророках, но о говорящих языками, и из них не о всех, но некоторых.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Ориген

Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода

Так же и ты, если не из даров духовных вознес молитву, не обновляющую и освежающую из учения благодатью Божией, хотя уста твои и производят жертву хвалы (Евр. 13:15), ум твой уличается в бесплодии по вчерашней плоти.

Гомилии на Книгу Левит.

Амвросиаст

Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода

Ясно, что наша душа не разумеет речей на незнакомом языке, как это происходит у римлян, когда они поют по-гречески: услаждаются звучанием слов, но что произносят, не ведают. Дух же, который дается при крещении, знает, что говорит душа, когда она разговаривает на языке, для себя неведомом… Какой же плод может получить себе ум, если он не знает, что говорится?

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода

См. Толкование на 1 Кор. 14:13