Толкования на 1 Кор. 15:13

Свт. Иоанн Златоуст

Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес

См. Толкование на 1 Кор. 15:12

Свт. Феофан Затворник

И аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста

Возьмем, говорит, вашу мысль с другой стороны. Пусть она истинна. Смотрите теперь, что из нее должно следовать? Если невозможно воскресение мертвых, то и воскресение Христа невозможно; если невозможно, то его не было. Ибо a non posse ad non esse заключение идет само собою. Или: что есть неотъемлемая принадлежность рода, то имеет место в каждом неделимом. Если по-вашему воскресение мертвых немыслимо, то оно немыслимо и во Христе; следовательно Он не воскрес. Вы не можете ссылаться на то, что Христос был Бог. Он был не Бог только, но и человек, и тело было у Него настоящее, наше тело, со всеми его существенностями. Если по-вашему телам существенно не воскресать, то то же должно принадлежать и телу Христову. Блаженный Феодорит пишет: «Если невозможно одно (то есть воскресение мертвых), то не было и другого (то есть воскресения Христова), потому что Владыка Христос имел тело (одинаковое с нашим)».

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес

Если же воскресения мертвых нет, между тем как и распятие ради этого было, то следовательно и Христос доселе еще не воскрес.

Толкование на послания божественного Павла.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес

Истина воскресения Христова находится в самой тесной связи с истиною будущего нашего воскресения при кончине мира – так что если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес (а кто столько маловерен, чтобы утверждать, будто Христос не воскрес?), и наоборот – если Христос восстал из мертвых, то и воскресение мертвых несомненно. Почему же так – воскресение Господа есть несомненный залог нашего воскресения из мертвых? Потому, что, восстав от мертвых, Он стал начатком умерших или началом воскресения людей из мертвых; потому, что как смерть через человека, так через человека (Господом) и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут… первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феофилакт Болгарский

Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес

Дабы не сказали, что хотя Христос воскрес, однако общего воскресения не будет, подтверждает последнее, И говорит: если нет воскресения, то и Христос не воскрес. Ибо одно подтверждает другое. Ибо для чего Он воскрес, если не для того, чтобы быть начатком нашим?

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

Ст. 13-15 Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают

И Христос не воскрес. Кто отрицает следствие (всеобщее воскресение), тот должен отрицать и его причину (воскресение Христа). - Проповедь наша тщетна. Главный предмет апостольского свидетельства образует воскресение Христа. Поэтому, с отрицанием воскресения Христа, утрачивает все свое существенное содержание и апостольская проповедь (тщетна - правильнее: пуста). Вера коринфян также оказывается привязанною к предмету, который существует только в воображении. - Лжесвидетелями о Боге, т. е. приписали бы Богу то, чего Он не совершал. - Свидетельствовали бы о Боге - правильнее: на (или: против) Бога. Это было бы оскорблением Богу.

См. также Толкование на 1 Кор. 15:1