Толкования на 1 Кор. 15:14

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 14-16 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес

«А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна» (1Кор.15:14). Хотя следовало бы сказать: если (допустите, что) Христос не воскрес, то будете противоречить очевидной истине, столь многим пророкам и сами событиям, – но он выражается гораздо разительнее: «то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». Он хочет потрясти души их.

Мы, говорит, все потеряли, все погибло, если (Христос) не воскрес. Видишь ли таинство домостроительства? Если Христос, умерев, не смог воскреснуть, то и грех не истреблен, и смерть не побеждена, и клятва не разрушена, и не мы только тщетно проповедовали, но и вы тщетно уверовали. И не только таким образом показывает нелепость этих нечестивых мыслей, но еще сильнее продолжает: «притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают» (1Кор.15:15). Если же это нелепо, как хула и клевета на Бога, и однако вы будете говорить, что Бог не воскресил Христа, то отсюда произойдут еще другие нелепости. Здесь он опять утверждает тоже и повторяет: «ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес» (1Кор.15:16). Если бы Христос не имел сделать это, то и не пришел бы. Впрочем (апостол) не говорит этого, а указывает только на конец, на воскресение Его, и тем убеждает всех.

Гомилия 39 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Иннокентий Херсонский

а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша

Кто знал, братие, более всю сущность нашей веры, как не апостол Павел, один из первейших проповедников веры? – Но помните ли, что он однажды написал коринфским ученикам своим? «Аще… Христос не воста, – писал он, – тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша» (1 Кор. 15:14). То есть, ежели Христос не воскрес, то все истины нашей веры теряют свою силу, Евангелие и проповедь не имеют более достоинства, все христианство есть – праздное имя.

Мысль разительная, но совершенно истинная, неоспоримая! – Ибо на чем основана вся вера наша? – «Наздани бывше, – отвечает святой Павел, – на основании Апостол и пророк, сушу краеугольну Самому Иисусу Христу» (Еф. 2:20). Воскресший Иисус есть краеугольный камень нашей веры; Он есть «Посланник и Святитель нашего исповедания» (Евр. 3:1). Но почему, братие, сей камень, пренебреженный зиждущими, соделался для нас «во главу… угла и… дивно во очию» нашею? (Мф. 21:42). Почему, когда целый народ иудейский отверг и отвергает Господа Иисуса, мы признаем в Нем «Христа, Божию силу и Божию премудрость»! (1 Кор. 1:24). – У нас есть на это весьма много доказательств; но все они были бы недостаточны без Воскресения Господа нашего.


Таким образом, без Воскресения Христова, гроб Его был бы вместе и гробом веры христианской: потому что все, прежде веровавшие в Него, перестали бы верить, потому что никто не принял бы на себя труда проповедовать веру в того, кто умер и не воскрес; потому, наконец, что проповедь эта сама по себе не стоила бы доверия.

Слово в Среду Светлой Седмицы.

Свт. Феофан Затворник

Аще же Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша

Если же Христос не воста, то отсюда выходят страшные заключения. Первое – то, что, стало быть, проповедь наша пуста, ничего истинного и существенного не содержит, пуста и вера ваша, ничего существенного вам не дает; мы рассказываем вам мечты, а вы мечты приняли; все у нас одно сновидение. На этом одном и останавливается Апостол. Надлежало бы прибавить: так думать нельзя ни о проповеди нашей, ни о вере вашей. Но это он предполагал столь очевидным, что и говорить о том находит излишним. Уверование коринфян основывалось не на одних словах, а было подтверждено знамениями и чудесами, из которых они уразумели, что пред ними Божии послы и возвещают им волю Божию, и вера их не была пуста, и сопровождалась очевидными удостоверениями, что они вступили на путь истинный, Божий. Осязательнее всего это доказывали чрезвычайные дары Духа Святого. Если же вера так явно не пуста, то и проповедь. То и другое было так очевидно, что нечего было и разъяснять эти пункты. Святой Златоуст и говорит: «Он хочет потрясти души их. Мы, говорит, все потеряли, все погибло, если Христос не воскрес. Видишь ли таинство домостроительства? Если Христос, умерши, не мог воскреснуть, то и грех не истреблен, и смерть не побеждена, и клятва не разрушена, и не мы только тщетно проповедовали, но и вы тщетно уверовали».

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Нил Синайский

А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша

Если Бог всяческих и Благодетель Христос, действительно умерев, не восстал истинно из мертвых, то «тща вера наша» (1 Кор. 15:14), напрасно едим таинственное Тело и пием Кровь для собственного нашего очищения, чтобы возвещать не только смерть и погребение, но и Воскресение, и славу, и непрекращающееся Царство Христово.

Письма на разные темы. Дометиану, чиновнику при градоначальнике.

Блаж. Феофилакт Болгарский

А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша

Ибо если Он, умерши, не смог воскреснуть, то ни грех не истреблен, ни смерть не упразднена; наконец, и мы проповедовали пустое, и вы поверили пустому.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша

См. Толкование на 1 Кор. 15:13