Толкования на 1 Кор. 15:21

Свт. Иоанн Златоуст

Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых

См. Толкование на 1 Кор. 15:20

Свт. Василий Великий

Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых

Итак, если не было пришествия Господа во плоти, то Искупитель не воздал за нас цену смерти и не пресек Собою царства смерти. Ибо если бы одно было - находиться под властью смерти, а иное - восприниматься Господом, то смерть не прекратила бы своих действий, страдания Богоносной плоти не послужили бы в нашу пользу, Господь не умертвил бы греха во плоти и мы, умершие в Адаме, не были бы оживлены Христом.

Послания.

Свт. Афанасий Великий

Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых

Ибо [Слово], принеся в жертву Свое собственное тело, положило конец осуждавшему нас закону и обновило в нас начало жизни, даровав надежду на воскресение. Поскольку от людей зависело то, что смерть овладевала ими, потому вочеловечением Бога Слова снова произошло разрушение смерти и воскресение жизни.

О воплощении Слова.

Свт. Амвросий Медиоланский

Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых

Человек воскрес, потому что человек умер. Человек был воскрешен, но воскресил его Бог. Тогда Он был человеком во плоти, теперь Он - Бог всего. Теперь мы уже не знаем Христа во плоти, но мы имеем благодать Его Тела, чтобы познать Его как первые плоды покоящихся, как первородного из умерших. Разумеется, первые плоды - того же рода и той же природы, как и остальные плоды… Итак, как первые плоды смерти были в Адаме, так первые плоды воскресения - во Христе.

О кончине брата Сатира.

Свт. Феофан Затворник

Ст. 21-22 Понеже бо человеком смерть бысть, и человеком воскресение мертвых: якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут

Объясняет, почему воскресший Христос есть такой начаток умерших, в Котором положено основание воскресению всех. Для сего выставляет двух родоначальников: праотца Адама, в котором все умерли, и Христа Господа, в Котором все оживут. Умирают все, кои от Адама, по той причине, что умерли уже в нем; и оживут все о Христе, по той причине, что оживлены уже в Нем все. Умирание всех есть явление в действительности того, что в Адаме совершилось в возможности; и оживление всех будет исполнением в действительности того, что во Христе воскресшем положено в возможности. Феодорит пишет: «Обратите внимание на основание рода, и увидите, что за прародителем последовали и потомки, и все стали смертными, потому что он приял смертность. Так все естество человеческое последует за Владыкою Христом и приобщится воскресения, потому что и Он перворожден из мертвых (Кол. 1, 18), как Адам есть первородный. Не без причины же Христа наименовал здесь Апостол человеком, зная, что Он Бог; но чтобы, показав соестественность, подтвердить учение о воскресении».

Эти последние слова блаженного Феодорита относятся к первому положению: человеком смерть и человеком Воскресение, в сопоставлении его с последним: во Адаме все умирают, во Христе все оживут. Тамошнему: человеком воскресение, соответствует здесь: во Христе оживут. Выходит: во Христе человеке получат воскресение, или оживут. Лежащая в основании мысль та, что надлежало обоженному человеческому естеству пройти весь путь восстановления, чтоб проложить дорогу восстановляемым. Для того Христос умирает, чтоб разрушить силу смерти, для того воскресает, чтобы для всех положить основание воскресения; для того входит в славу, чтоб и всем открыть дверь ко вступлению в сию славу. Древние святые не входили в рай, а сходили в особое место – шеол, и там ждали, пока придет Обетованный и проложит им туда путь. Пришел, прошел и ввел их в рай, только человеческою душою, потому что то есть еще предначинательный рай. Так всюду прошло обоженное человеческое естество, чтоб собою проложить путь восстановлению всех людей. Это и выражает Апостол, когда говорит: человеком смерть, человеком и воскресение.– Сим воскресением положено основание, проложен путь воскресению всех.

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 21-22 Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут

Ибо, как Адам был началом смерти всех живых, так Господь наш стал началом жизни всех мертвых.

Толкование на послания божественного Павла.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут

Присовокупляет причину, которой подтверждается сказанное. Нужно было, говорит, чтобы само побежденное естество победило, и чтобы сам низверженный преодолел. Ибо как в Адаме, то есть чрез падение Адама, все умирают, так во Христе все оживут, то есть потому что Христос оказался безгрешным и неповинным смерти, и хотя умер добровольно, но воскрес, потому что тление не могло удержать Его, Начальника жизни (Деян. 2:24). И это все идет против манихеев.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых

См. Толкование на 1 Кор. 15:20