Толкования на 1 Кор. 15:48

Свт. Иоанн Златоуст

Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные

См. Толкование на 1 Кор. 15:47

Свт. Григорий Палама

Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные

Кто же это? – Постоянные и непоколебимые в вере, и всегда плодовитые в деле Господнем, и образ Небесного, в своем послушании Ему, в себе несущие. Потому что, «иже не верует в Сына», согласно Евангелисту Иоанну говорит Господень Предтеча, – «не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин.3:36); а гнев Божий может ли кто выдержать?

Омилия 24. О совершившемся в день Пятидесятницы явлении и раздаянии Божественного Духа.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные

См. Толкование на 1Кор. 15:47

Свт. Феофан Затворник

Яков перстный, таковы и перстнии; и яков небесный, тацы же и небеснии

В каком это смысле? – Святой Златоуст говорит: «По перстному перстные, то есть также все погибнут и умрут, а по небесному небесные, то есть также все пребудут бессмертными и светлыми». Каким глаголом дополнить положения Апостола: суть, бывают, или должны быть? По отцу дети, по родоначальнику поколение, и суть, и бывают, и должны быть. Святой Павел пишет естественную историю человечества. Все мы являемся на свет по первому родоначальнику, но потом перерождаемся и становимся такими, каков второй родоначальник,– таковы есмы, таковыми и быть должны, духовными, небесными, для нетленной вечной жизни предназначенными, зачатки которой и приемлем. Апостол не ограничивает взора одними уверовавшими, а смотрит на Господа Спасителя по силе Его и значению, или по идее,– как на Спасителя всего человечества, и на человечество смотрит в его целости, как ему следует быть, по намерению Бога, в Троице поклоняемого, то есть перерожденным и обновленным в Господе Спасителе.

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Симеон Новый Богослов

Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные

Итак, каков первый, перстный, (таковыми) все и рождаются от него — перстными. А каков Христос, небесный Владыка, (таковыми) — небесными (являются) и все уверовавшие в Него, свыше родившиеся и крестившиеся также Духом Всесвятым. Божествен — родивший и воистину Бог, таковы и рождающиеся от Него, от Бога Боги по усыновлению «и сынове Вышнего вси» (Псал. 81, 6), как говорят Божественные уста. Слышал ли слова Бога? слышал ли, как Он различает верных от прочих? как Он дал рабам Своим знак и примету, чтобы они не обольщались речами чуждых учителей? Первый, говорит, от земли, так как он создан перстным, второй же человек, Владыка всех, сошел с небес. Первый своим преступлением для всех людей сделался причиною смерти и тления. Второй даровал миру, да и ныне всем верным подает свет, жизнь и нетление. Слышал ли, что говорит тебе таинник небесных (вещей). Слышал ли Христа, говорящего чрез него и научающего людей, каковы уверовавшие в Него и показывающие веру от дел? Итак, после этого (нисколько) не сомневайся, если ты христианин, что каков Христос небесный, таковым и ты именно должен быть. Не будучи же таковым, как станешь ты называться христианином? Ибо если каков Владыка, (то есть) небесный, таковы, говорит, и уверовавшие в Него, совершенно небесные (разумеется); то мудрствующие о мирском и живущие по плоти — не от Бога Слова, свыше нисшедшего, но, конечно, от перстного человека, из земли образованного. Так мудрствуй, так будь (настроен), так веруй и ищи того, чтобы и тебе стать таковым — небесным, как сказал пришедший с небес и дающий жизнь миру. Он есть хлеб, нисходящий оттуда; ядущие его отнюдь никогда не увидят смерти (Иоан. 6, 33; 50—51). Ибо, будучи небесными, они вечно, конечно, пребудут совлекшимися тления, отрясшими смерть, облекшимися же в нетление и прилепившимися к жизни; так как они делаются бессмертными и нетленными, то поэтому и называются небесными. Ибо кто от века, из сынов, говорю, Адамовых, назван был таковым, прежде чем не сошел с небес Владыка всех небесных и земных?

Божественные гимны. Гимн 34.

Прп. Ефрем Сирин

Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные

Каков человек земной, то есть тот, кто в дела земли погружен, - таковы и земные; и каков небесный был, таковы делами своими и небесные.

Толкование на послания божественного Павла.

Прп. Макарий Великий

Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные

«Яков перстный, таковы и перстнии: и яков небесный, тацы же и небеснии», то есть рожденные свыше от Духа и сами по причине великого преуспеяния в благодати удостаиваются стать духом, как и сказано: Рожденное от плоти, плоть есть: и рожденное от Духа, дух есть (Ин. 3, 6); и еще: «Иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася» (Ин.1,13). Потому что небесный образ Духа, сочетавшись с достойною и верною душою, запечатлевает в ней Свою небесную и духовную и отвечающую Его святости благодать, ибо: «Яко облекохомся во образ перстнаго, да облечемся и во образ небесного» (ст. 49); «образ же небесного» - Христос, носимый в святых душах; Апостол так и говорит: «Облецитесь Господем нашим Иисусом Христом, и плоти угодия не творите в похоти» (Рим. 13, 14). Потому что всякая душа, которая - благодаря вере и усердию во всякой добродетели — удостоилась в силе и полноте облечься здесь (в этой еще земной жизни) совершенным образом во Христа и сочеталась с небесным светом нетленного Образа, всегда удостаивается воспринимать самую полноту знания небесных тайн, и в день воскресения (из мертвых), по тому же образу славы, и тело сопрославится вместе с душою и будет взято Духом на небо, по написанному: «В сретение Господне на воздусе» (1 Фес. 4, 17), и, удостоившись стать «сообразно телу славы Его» (Флп. 3, 21), оно будет вместе с душою вовеки царствовать с Христом.

Собрание рукописей типа I. Слово 58.

Блаж. Августин

Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные

Господь, Который был небесным, сделался земным, чтобы земные стали небесными. Из бессмертного Он сделался смертным, приняв образ раба и не изменив природу Господа, чтобы бывшие смертными стали бессмертными через соучастие в милости Господа, но не через рабское унижение.

Послания.


Если не устраивает тебя христианская вера, так и скажи - ведь другую христианскую веру ты не найдешь. Есть один человек - для смерти, и есть Один - для жизни. Первый - только человек, второй - Бог и человек. Через первого мир сделался врагом для Бога; через второго избранные мира примирились с Богом. Ибо как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15:22). Так что если мы носили образ земного, давайте носить и образ Того, Который с небес. А кто пытается подорвать эти основания христианства, тот пропадет, а они устоят.

Против Юлиана.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Каков перстный, таковы и перстные

То есть также погибнут и умрут; или те, которые привязывались к земле, умрут смертью греховной.

И каков небесный, таковы и небесные

То есть так же будут бессмертны и славны. Ибо хотя умирал и второй Адам, но Он умирал для того, чтобы разрушить смерть. Или: те; которые вели богоподобную жизнь, будут прославлены как помышляющие о небесном.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Ориген

Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные

Если ты остаешься в том, в чем ты из земли, то будешь отвергнут. Измени себя, обратись, неси образ небесного, стань небесным.

Гомилии на Книгу Бытия.

Лопухин А.П.

Ст. 48-49 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного

Люди, происшедшие от перстного родоначальника, Адама, должны по телу быть похожи на него, а те, которые имеют своим родоначальником небесного, должны иметь такое же прославленное тело, какое имеет Он. - Будем носить. Одни видят здесь изъяв. наклонение будущ. времени (φορέσομεν), другие - сослаг. аориста (φορέσωμεν). Хотя первое понимание подтверждается только свидетельством Ватиканского кодекса и Пешито, однако оно более согласно с смыслом всего места. При втором понимании нужно бы здесь видеть увещание (понесем!), а между тем здесь излагается положительное учение (ср. Рим V:1) такого содержания: «тело, с которым восстанут умершие, есть небесное тело, подобное телу Самого Господа».

См. также Толкование на 1 Кор. 15:35