Толкования на 1 Кор. 16:4

Свт. Иоанн Златоуст

А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут

Здесь он опять располагает их к щедрости: если говорит, будет столько собрано, что понадобится и мне идти, то и я не откажусь. Но прямо не обещал этого и не сказал: когда приду, то сам отнесу, потому что не столько расположил бы их к увеличению подаяния, если бы сказал это в самом начале, а после такое прибавление хорошо и благовременно. Потому-то он и не прямо это обещал, и совершенно не умолчал об этом, но, сказав наперед: «отправлю», потом упомянул и о себе. И в этих словах: «а если прилично будет и мне отправиться» он опять предоставляет дело на их волю, т. е., что от них зависит собрать много и столько, чтобы не стыдно было и ему предпринять путешествие.

Гомилия 43 на 1-е послание к Коринфянам.


Итак, Павел ободрил коринфян, во-первых, тем, что хочет послать свои письма, с назначенными для отнесения милостыни; а во-вторых, еще более этого тем, что обещается и сам идти вместе с ними: аще же, говорит, достойно будет и мне ити, со мною пойдут. Замечай и здесь мудрость его. Он и не отказался идти вместе, и не обещал вдруг, но предоставил и это на решение дающих и сделал их полными распорядителями на счет его путешествия, объяснив, что он наверно отправится в путь, если подаяние будет так обильно, что побудит и его идти. Так должно разуметь слова: аще достойно будет. Если бы он совершенно отказался от путешествия, то ослабил бы усердие и ревность их; опять, если бы выразил свое обещание нерешительно, также сделал бы их нерадивыми. Поэтому он и не отказывается решительно, и не обещает, но отдает это на волю коринфян, говоря: аще достойно будет. Слыша, что Павел желает нести их подаяния, они приступали к делу с большим усердием и готовностью, чтобы святые руки его распорядились их подаянием, и его молитвы присоединились к их пожертвованию.

Беседа о милостыне.

Свт. Феофан Затворник

Аще же достойно будет и мне ити, со мною пойдут

Аще достойно будет,– если нужно будет, если так случится, что и мне необходимо будет идти, со мною пойдут. Я буду им проводником и послужу им вместо писем руководственных. Количество сбора не имело влияния на такое решение. Как бы оно велико ни было, все несут его поверенные. Это, сказал Апостол, вместо писем. Когда со мною пойдут, не нужно будет писем. Такая мысль кажется прямее. Но, может быть, и та есть здесь мысль, что коль скоро так много соберется, что и мне надо будет идти, и я пойду. Так, впрочем, понимают все, и старые и новые. Святой Златоуст говорит: «Здесь он опять располагает их к щедрости: ибо если, говорит, будет столько собрано, что понадобится и мне идти, то и я не откажусь. Но прямо не обещал этого и не сказал: когда приду, то сам отнесу, ибо не столько расположил бы их к увеличению подаяния, если бы сказал это в начале; а после такое прибавление хорошо и благовременно, потому он и не решительно обещал, и не совершенно умолчал об этом, но сказал наперед: послю, потом упомянул и о себе. И в этих словах: аще достойно будет и мне ити, он опять предоставляет на их волю, то есть от них зависело собрать много и столько, чтобы не стыдно было ему предпринять путешествие».

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Блаж. Феофилакт Болгарский

А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут

Если, говорит, сбор будет такой, что потребуется и мое служение, то и я отправлюсь. Этим также располагает их к щедрости. Хочет также иметь и свидетелей, что он ничего не возьмет себе. Посему говорит: со мной пойдут.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст

А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут

Это говорит Павел для того, чтобы знали, что если подаяние будет собрано великое, то будет достойно также того, чтобы он сам пошел с ним. Ибо много с собой принесет в утешение святых. Вот что он имеет в виду, когда говорит к римлянам: Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном (Рим. 15:27). Поскольку из иудеев были те, о ком говорит Господь: ибо спасение от иудеев (Ин. 4:22), которые в Иерусалиме вызывали великую ненависть у иудеев неверующих.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут

См. Толкование на 1 Кор. 16:1