Толкования на 1 Кор. 16:21

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 21-22 Мое, Павлово, приветствие собственноручно. Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа

«Мое, Павлово, приветствие собственноручно» (1Кор.16:21): выражает, что это послание писано им с великим тщанием; потому присовокупляет и следующее: «кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа» (1Кор.16:22). Одним этим изречением он приводит в страх всех тех, которые делали члены свои членами блудницы, которые соблазняли братию вкушением жертв идольских, назывались по именам людей, не веровали воскресению, – и не только приводит в страх, но и указывает путь к добродетели и источник пороков. Как любовь (ко Христу), когда она сильна, изгоняет и истребляет все виды грехов, так точно она, когда слаба, позволяет произрастать им. «Маранафа». Для чего сказано это, и притом на еврейском языке? Так как причиной всех зол была надменность, которая происходила от внешней (языческой) мудрости, и эта надменность была главным злом, которое преимущественно разделяло коринфян, то (апостол), желая низложить их надменность, употребляет не греческое, а еврейское выражение, показывая тем, что он не только не стыдится простоты, но, напротив, очень любит ее. Что значит – «Маранафа»? Господь наш пришел. Для чего же он говорит это? Чтобы подтвердить учение о домостроительстве Божием, так как преимущественно в этом заключаются семена воскресения, и еще для того, чтобы пристыдить их, – как бы так говорит: общий Владыка всех благоволил уничижить Себя до такой степени, а вы еще остаетесь в том же положении и продолжаете грешить? Вас не поражает чрезмерная любовь Его, важнейшее из всех благ? Помните только это одно, говорит, и вы будете в состоянии преуспевать во всякой добродетели и истреблять всякий грех.

Гомилия 44 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Феофан Затворник

Целование моею рукою Павлею

Привет любви вам и от меня, который пишу своею рукою. Этим подтвердил он, что и все послание идет от него. Целование свое Апостол обычно выражал словами: благодать Господа нашего, и проч. (стих 23). Но иногда, сообразно с лицами, к которым писал, он прибавлял что-нибудь к сему слову. В этом послании он обставляет его словами о любви…

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Блж. Феофилакт Болгарский

Мое, Павлово, приветствие собственноручно

Сделал собственноручное приветствие, дабы показать, что он придает посланию большое значение.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Дидим Слепец

Мое, Павлово, приветствие собственноручно

Дабы они не были обмануты (потому что некоторые писали от имени апостола), признаком того, что это его послание, а не кого-то другого, служат слова, что написанное начертано им собственноручно, его святой десницей.

Фрагменты.

Амвросиаст

Мое, Павлово, приветствие собственноручно

Он указывает, что собственноручно скрепил своей подписью это послание, и сами слова, подписанные им лично, апостол приводит ниже.

На Послания к Коринфянам.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Мое, Павлово, приветствие собственноручно

До этих слов Апостол говорил, а другой писал; а теперь он пишет приветствие от себя и собственною рукою. Это служит доказательством подлинности послания. Павел сам объяснил это в подписи под вторым посланием к Фессалоникийцам, подписав так: приветствие моею рукою Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь (2 Сол. 3:17, 18).

Сказав: мое Павлово приветствие собственноручно, – Апостол продолжает писать собственною рукою, но не прямо приветствие, которым он обыкновенно оканчивает свои послания, а предпоставляет этому приветствию предохранительную угрозу.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Мое, Павлово, приветствие собственноручно

См. Толкование на 1 Кор. 16:19