Толкования на 1 Пет. 2:1

Прп. Исидор Пелусиот

Ст. 1-2 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение

Закон БОЖИЙ требует, чтобы мы… были совершенны, однако же не иначе достигнув совершенства, как при постепенном восхождении и преуспеянии, будучи сперва питаемы молоком, как новорожденные младенцы, и в Нем возрастая во спасение.

Письма.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 1-6 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится

Итак, говорит, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие. Этими немногими словами он обнимает все множество и разнообразие зла. Ибо возрожденные к нетленной жизни не должны впадать в сети злобы и предпочитать несуществующее действительному. Ибо зло не есть сущность, но заключается в погрешности рожденной сущности. А большое различие между жизнью самоличной и тем, что только сопривходит к ней. Они, говорит, должны явиться свободными от коварства и лицемерия и зависти и всякого злословия. Ибо коварство и злословие далеки от истины и проповеданного вам учения. Коварство ищет погибели обманываемого им, лицемерие преуспевает в разности с действительностью, между тем спасительное учение, которым вы оглашены, преуспевает в противоположном. А какое место в вас зависти и злословию, - в вас, которые, связуясь неразрывным союзом братолюбия, можете не потерпеть вреда ни от кого из разлучающих вас? Что зависть и злословие служат причиной ссоры и взаимной ненависти, этого не знает разве тот, кто не знает печальной истории Каина, который через зависть разорвал братский союз, затем впал в коварство, лицемерие и убийство (Быт. гл. 4). А что завистливый нечист от злословия, в этом можно удостовериться из примера братьев Иосифа, которые весьма много наговаривали на него отцу своему (Быт. гл. 37). Посему, говорит, очистившись от всех этих зол, приступите как новорожденные младенцы (ибо таковых, сказал Господь, есть Царствие (Лк. 18:16)), и, питаясь бесхитростным учением, растите в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13). Ибо вы вкусили, то есть чрез упражнение в священных заповедях евангельских вы осязательно узнали, сколь благо это учение. А чувство в деле знания сильнее всякого слова, как и испытываемое на деле приятнее всякого слова. Итак, опытно познав на себе благость Господа, и сами показывайте доброту и милость друг другу, и возложите себя на живой краеугольный камень, человеками отверженный, но Богом почтенный и избранный, и сущий и пророками предсказанный. Теснее дружитесь между собой чрез единение любви, и сочленяйтесь в полноту духовного дома, нимало не заботясь о презрении со стороны людей, потому что ими отвержен и краеугольный камень - Христос. Достигнув единомыслия между собой, и устроивши из себя духовный дом, и приобретши святое священство, приносите жертвы духовные. И не думайте, что можете приносить Богу жертвы непорочные тогда, когда не храните между собой союза любви. Воздевайте, сказано, чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим. 2:8). Как же желающий соединиться с Богом чрез молитву достигнет сего, когда сам отторгает себя от своего брата чрез гнев и злые сомнения?

Экумений

Ст. 1-2 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение

Не справедливо, чтобы возродившиеся для нетленной жизни были уловлены в сети зла, [так они] предпочли бы не сущее сущему. Ведь зло - не сущность: оно проистекает из греховности рожденной сущности. Оно отнюдь не присуще жизни, прочно утвержденной на единой основе. Они же, говорит апостол, достойны быть свободными и от коварства, и от лицемерия, и от зависти, и от всякого злословия. Ведь коварство и лицемерие далеки от истины и возвещенной вам благой вести - коварство ведет к погибели вводимых в заблуждение, а лицемерие идет врозь с истинносущим, спасительное же слово, которым вы оглашены, ведет, очевидно, к противоположному. [Что же касается] зависти и злословия, то какое им место между вами, когда вы связаны нерасторжимыми узами братолюбия, и ничто из того, что разобщает, не в силах повредить вам?

Комментарий на 1-е Кафолическое послание Петра.

Беда Достопочтенный

Ст. 1-2 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение

Так как вы возродились, говорит он, недавно и сделались сынами Бога через крещение, будьте через стремление к добродетельной жизни лишь такими, каковы недавно появившиеся на свет младенцы в силу естественных черт невинного возраста.

О семи Кафолических посланиях.


Согласно правилу апостольского различения ученикам еще невежественным доставлять разумное и бесхитростное молоко простого учения, а ученикам, достигшим большего совершенства, давать твердую пищу более возвышенного учения.

О скинии.

Дидим Слепец

Ст. 1-2 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение

Смущает ведь еретиков даже это: если кто не родится от воды и Духа (Ин 3:5), и это: должно вам родиться свыше (Ин 3:7), и все, что оказывается подобным этим словам, в которых обнаруживается, что природа не бывает добрая и плохая.

На 1-е послание Петра.

Иларий Арелатский

Ст. 1-2 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение

То есть, возрожденные через Слово Бога живого, отложите всякое коварство, потому что дитя не имеет коварства в сердце.

Трактат на семь Кафолических посланий.

Андрей Монах

Ст. 1-2 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение

Если божественный закон хочет, чтобы мы были совершенны, но согласно восхождению и преуспеянию в совершенстве, то мы начинаем, как новорожденные младенцы, пьющие молоко и благодаря ему растущие ко спасению. Ведь это имеет в виду и изречение Павла: не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте, совершеннолетни (1 Кор 14:20). Ведь невозможно, не омыв злобу и не став младенцами, прийти к чистоте или, не усовершенствовавшись разумом, войти в состояние мужа совершенного, безупречного работника.

Фрагменты.

Лопухин А.П.

Ст. 1-3 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь

Возрожденные должны отложить всякую злобу (ст. 1. см. Иак 1:21; Еф 4:22; Кол 3:8). Посему Апостол в ст. 1 «немногими словами обнимает все множество и разнообразие зла» (блаж. Феофил.) - всех страстей и пороков, которые решительно несовместимы с чистым христианским братолюбием (1 Пет. 1:22). А затем Апостол внушает христианам (ст. 2) - со всею силою возлюбить истинно питательное слово Божие, как духовное молоко, и при этом указывает на их внутренний опыт: «Понеже вкусите», т. е. через упражнение в священных заповедях евангельских вы осязательно узнали, сколь благо это учение. А средство в деле знания сильнее всякого слова, как и испытываемое на деле приятнее всякого слова. Итак, опытно познав на себе благость Господа, и сами показывайте доброту и милость друг другу« (блаж. Феофил.).