Толкования на 1 Пет. 2:17

Свт. Филарет Московский

Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите

Вот и другое воззвание бывшего рыбаря: «Царя чтите». Пусть поищут мудрецы сомнений и подозрений, какая взаимность, выгода, надежда могли заставить проповедника пристрастно благоприятствовать царю. Кто был царь, который прежде и ближе других встретился с проповедью святого Петра? Ирод. Какие же услуги оказал Ирод христианству? «Возложи, — говорит книга Деяний апостольских, — возложи Ирод царь руце озлобити некия от церкве, уби же Иакова, брата Иоаннова, мечем, и приложи яти и Петра, его же и ем, всади в темницу» (Деян. 12:1-4). Ангел чудесно избавил Петра от темницы и от царя, и после этого Петр проповедует: «Царя чтите». Чем же наградила Петра за подвиги апостольские держава Римская? Не крестом почести, а крестом распятия. Петр ожидал сего и почтение к царю проповедовал подданным царя, от которого пострадать готовился. На чем же основывается сия проповедь? Конечно, не на взаимности, выгоде, надежде. На чем же? Без сомнения, на Истине Божественной, а не человеческой: «Бога бойтесь, царя чтите». Первая из сих заповедей тверда самостоятельно: в мысли о Боге необходимо заключается мысль о благоговении к Богу. На первой утверждается вторая: ибо если вы боитесь Бога, то не можете не уважать того, что поставил Бог; но как, по слову другого апостола, несть власть, аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть (Рим. 13:1), и власть верховная ближайший на земли к Богу Божий слуга есть (Рим. 13:4), то, благоговея истинно пред Богом, вы не можете не чтить усердно и царя…«

Теперь открылось, что думал Апостол, когда с мыслию о страхе Божием непосредственно соединил мысль о почтении к царю. Он хотел кратко, но притом, чисто и основательно преподать учение о должности Христианина и гражданина. Сказав: Бога бойтеся, он изложил учение Христианина, и вместе положил основание учению гражданина. Сказав непосредственно за сим: царя чтите, он не только изложил учение гражданина, но и утвердил оное на незыблемом основании Божественной Религии. Он вдруг показал – как независимое, Божественное достоинство Религии, так, зависящее от устроения Божия, достоинство Царскаго Престола; как важность союза между Олтарем и Престолом, так ничтожность низких, недостойных помыслов о том и другом.

Бога бойтеся: царя чтите. Сии две заповеди так соединены для нас, как бы два ока на одном лице истины и правды. Не разрозните их; не обезобразьте лица истины; не повредите одного из очей ея.

Слово в день тезоименитства благоверного Государя, наследника престола, цесаревича Великого князя Александра Николаевича (1832 г.).

Блж. Августин

Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите

Но что нам император? <…> И, однако, апостол хотел, чтобы царям служили, хотел, чтобы царей почитали.

Трактат на Евангелие от Иоанна.

Блж. Феофилакт Болгарский

Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите

См. Толкование на 1 Пет. 2:16

Дидим Слепец

Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите

Ведь Бог является страхом и основой всех, кто действует похвально.

На 1-е послание Петра.

Монах Андрей

Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите

Непослушание и неповиновение властям является злом. И, чтобы не говорили, что мы-де освободились от мира и стали гражданами небесного града и что ты снова увещеваешь нас повиноваться земным правителям, то из-за этого он говорит: Повинуйтесь, как свободные, то есть повинуясь Освободившему и Повелевшему творить это. Таким образом, не замышляйте добровольного зла, то есть неповиновения и непослушания.

Фрагменты.

Лопухин А.П.

Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите

См. Толкование на 1 Пет. 2:16