Толкования на 1 Пет. 2:22

Свт. Василий Великий

Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его

Если Господь наш пожил с нами в подобии плоти греха, то не почитай Его за это простым человеком, не признавая в Нем силы Божества. Он не имел нужды давать Богу выкупа за Себя и избавлять собственную душу, потому что Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.

Гомилии на Псалмы.

Свт. Кирилл Александрийский

Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его

Так как человеческая плоть была усвоена Словом, она стала уже неподвластной гибели. А так как она не знает греха - ведь ее, как я говорил, воспринял и явил Своей Бог, - она уже более не страдает склонностью к наслаждениям. Единородное Слово Божие сделало это не для Себя (ведь то, что есть, существует всегда), но для нас.

Послание Сукенсию.

Прп. Нил Синайский

Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его

Господь наш Иисус Христос сделался ради нас всем тем, что, кроме греха, составляет нас самих. Ибо ни малейшего «греха не сотвори» (1 Пет. 2:22), сделался же всем, то есть телом, душою и умом. Посему убегай бредней манихейских.

Письма на разные темы. Трибуну Софронию.

Блж. Августин

Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его

Нужно отметить то, что апостол считал достаточным для демонстрации того, что в Христе не было никакого греха, так как он утверждал: Он не сделал никакого греха, чтобы, как ты говоришь, показать: кто не сделал греха, не мог его иметь. Ведь, в самом деле, грех совершил бы также и взрослый, если бы имел его еще ребенком. Ибо потому, кроме Него, нет среди людей никого, кто не совершил бы греха с наступлением зрелого возраста, что, кроме Него, нет среди людей никого, в ком не было бы греха с самого младенчества.

Против Юлиана-пелагианина.

Блж. Феодорит Кирский

Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его

Ко кресту пригвождается [Христос] не в наказание за какие-то грехи (ибо Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его), но как уплачивающий долг нашей природы. Она ведь оказалась в долгу через преступления законов Сотворившего [ее]. Поскольку же, задолжав, не была в силах заплатить, Сам Господь премудро придумал, как долг возместить, и, взяв как бы [в качестве] некоего капитала наше тело и им премудро и праведно распорядившись, заплатил долг и [человеческую] природу освободил.

О провидении.

Блж. Феофилакт Болгарский

Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его

См. Толкование на 1 Пет. 2:16

Лопухин А.П.

Ст. 22-25 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших

В изображении искупительного подвига Христа Спасителя, явившего в этом подвиге высочайший пример людям - терпения, великодушия и кротости, Апостол частью руководится свободным переложением пророчества Исаии о страждущем Отроке или Рабе Иеговы (Ис L:6; LIII:4, 6, 9), частью же новозаветными свидетельствами об искупительном деле Господа Иисуса Христа. Здесь может быть такое недоумение: «как Апостол Петр говорит здесь, что Господь, когда Его злословили, не злословил взаимно, и когда страдал, не угрожал, когда мы видим, что Он называет иудеев псами глухими, фарисеев - слепыми (Мф 15:14), Иуде говорит: «лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф 26:24), и в иной раз: «отраднее будет Содому, нежели городу тому» (Мф 10:15). Отвечаем: Апостол не то говорит, что Господь никогда не укорял или не угрожал, но что, когда Его злословили, Он не злословил взаимно, и, когда страдал, не угрожал. Ибо, если Он иногда укорял, то не в отмщение тем, которые злословили Его, но поносил и укорял упорных в неверии… Посему слово Апостола Петра, убеждающего к незлобию примером Господа, весьма истинно» (блаж. Феофил.). Характерно для языка и миросозерцания Апостола Петра, что искупительную крестную смерть Спасителя он здесь (ст. 24), как и в речах своих в книге Деяний (V:30; Х, 39), называет повешением или вознесением на древо, to xulon, чем оттеняется принятие Христом на Себя, во исполнение слов пророка Моисея (Втор 21:23), лежавшего на людях проклятия греха и смерти (Гал 3:21). Цель искупительной смерти Господа Апостолом указывается с двух ее сторон: ею люди избавились от грехов и получили благодатные силы жить для правды. В ст. 25 Апостол религиозно-нравственное состояние дохристианского человечества, согласно Ис LIII, и другим библейским местам - ветхозаветным (Чис 27:17; 3Цар. 22:17; Пс 118:176; Иез 34:5, Иез 34:11) и новозаветным (Лк 15:4; Мф 9:36; Ин 10:15), изображает, как бедственное состояние духовного блуждания людей, лишенных истинного ведения и чистой нравственности. Соответственно этому, и обращение людей и христианство обозначено у Апостола, как возвращение к Пастырю и Блюстителю (to Poimena cai episcopon) душ наших (ср. Ин 10:1).