Толкования на 1 Пет. 5:5

Свт. Василий Великий

Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Если кто возгордился <…> то и осужден будет вместе с началовождем и как бы создателем гордыни [сатаной], ибо Господь гордым противится.

Толкование на пророка Исайю.

Свт. Иоанн Златоуст

«Бог гордым противится». Не сказал: Бог гордых оставляет, предоставляет самим себе, лишает Своей помощи, но говорит: «противится», – впрочем не в том смысле, будто Богу нужно ополчаться и бороться против гордого. Что может быть слабее гордого? Как лишившийся зрения беззащитен от всякой обиды, так и гордый, который не знает Господа (а «начало гордыни, – говорит Премудрый, – удаление человека от Господа» (Сир.10:14)), лишившись этого света, легко преодолевается и людьми. Если бы даже он был силен, и тогда Богу не нужно было бы ополчаться против него; Тому, для которого было достаточно одного хотения, чтобы произвесть все, гораздо легче уничтожить все. Для чего же сказано: «противится»? Для того, чтобы показать сильное отвращение Его к гордому.

Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии.

Блж. Августин

Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Боюсь, чтобы при умерщвлении дел плоти ты не слишком полагался на свой дух, и не погиб вследствие гордыни, и не испытывал противление [Бога] себе, гордому, и чтобы тебе, несмиренному, не было отказано в благодати: ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Проповеди.

Блж. Феофилакт Болгарский

Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

См. Толкование на 1 Пет. 5:1

Беда Достопочтенный

Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

После того как апостол наставил пастырей, каким образом руководить, следовало и меньших научить покоряться отеческому о них попечению. Однако для этого не надо было тратить много слов, а только дать завет покорности, потому что он, конечно, уже предписывал пастырям подавать пример тем, кто им повинуется, и было достаточно, чтобы младшие учитывали примеры делающих добро старших и им самоотверженно подражали. А чтобы внимающие этому избранные не подумали, что правила должного смирения обязательны только находящимся у них в подчинении, но не им самим, он тотчас прибавил в качестве общего увещевания: все же, подчиняясь друг другу; облекитесь смиренномудрием.

О семи Кафолических посланиях.

Марк Отшельник

Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Не только не радеющие о молитве, но и не внимающие в ней уму своему бывают обеспокоиваемы помыслами. Это мы сказали не для осуждения других, но сознаваясь в своих собственных недостатках; ибо первое есть признак гордости, а последнее - смиренномудрия, но Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Слово.

Иларий Арелатский

Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Петр сказал: также и младшие, то есть те, кто подчинен в рангах и должностях. Но также и занимающим более высокое положение говорит: облекитесь смиренномудрием.

Трактат на семь Кафолических посланий.

Лопухин А.П.

Ст. 5-6 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время

Если существенный долг пастырей, как старших членов Церкви по положению и должности, состоит в должном попечении о младших членах Церкви - о всех вообще членах не иерархического достоинства, то все эти последние первее всего обязаны долгом повиновения пастырям, а также все должны подчиняться друг другу по долгу христианской любви, кротости и смирения. Спасительность смирения, вопреки гибельности гордости, Апостол доказывает, подобно Ап. Иакову (Иак 4:6), ссылкою на Притч 3:34 по греческому переводу. В ст. 6, указывая, как и ранее (IV:17), на предстоящий суд Божий, угождает всех вообще христиан смириться, сознать свое бессилие пред величием и силою Божиею - в надежде, что Господь, рано или поздно, в свое время вознесет смиренных: «словом - во время - намекается на возвышение в будущем веке, каковое возвышение и оно только одно неизменно и прочно. Ибо здешнее возвышение не безопасно и не твердо, но скорее унижается, нежели возвышается» (блаж. Феофил.).