Толкования на 1 Пет. 5:13

Свт. Евсевий Кесарийский

Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой

Петр упоминает о Марке в Первом послании, которое, говорят, составил он в самом Риме; город этот метафорически называет он Вавилоном.

Церковная история.

Блж. Феофилакт Болгарский

Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой

См. Толкование на 1 Пет. 5:12

Беда Достопочтенный

Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой

Петр символически называет Рим Вавилоном, очевидно, из-за беспорядочного и разнообразного идолослужения, среди которого святая Церковь, пусть еще юная и невеликая, просияла по примеру народа израильского, который, некогда немногочисленный, находясь в пленении, при реках Вавилонии сидя, оплакивал далекую святую землю и не мог петь песню Господню на земле чужой. И правильно блаженный Петр, когда призывает своих слушателей терпеть настоящие бедствия, также вспоминает Церковь, которая вместе с ним учреждена в Вавилоне, то есть в пучине скорбей, и, однако, утверждает, что она избрана, подобно им, чтобы показать, что святой град Божий в этой жизни не может оставаться непричастным смятению и скорби града дьявола, который обозначается как Вавилон.

О семи Кафолических посланиях.

Монах Андрей

Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой

Вавилоном он образно называет Рим. Избранной же - собранную в этом Риме Христову Церковь. А Марком он именует евангелиста, которого называет также сыном во Христе. Ему он и повелел написать Евангелие.

Фрагменты.

Лопухин А.П.

Ст. 13-14 Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой. Приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь

В послесловии требуют объяснения слова: «в Вавилоне», «соизбранная» (suneklektikh) и (Марк) «сын мой». Что Вавилон в ст. 13, вероятно, означает Рим, мы уже говорили в предисловии к комментарию. В древности, а отчасти и в новое время, некоторые толкователи понимали выражение «соизбранная» в смысле жены Апостола Петра, а Марка (Апостола и евангелиста) считали плотским его сыном (догадку эту основывали на рассказе Деян XII гл.). В действительности же «избранною» называет Церковь Божию, составившуюся в Риме. Марком называет евангелиста, именуя его и сыном по Духу, а не по плоти« (блаж. Феофил.). Оканчивает свое послание Апостол приветствием любви и мира. Тогда как Павел пишет (Рим 16:16; 1Кор.16:20), чтобы верующие приветствовали друг друга «целованием святым», Петр говорит: приветствуйте «целованием любви». Но у обоих мысль одна и та же. Павел знает, что любовь о Господе больше всех добродетелей, даже мученичества за Христа, и потому целованием святым называет то, которое дается в Боге. И Петр, когда говорит о целовании любви, разумеет: истинной любви. Посему и прибавляет: «мир вам всем во Христе Иисусе». Говорит не об обычном, человеческом мире, но желает им получить тот мир, которого удостоил их Христос отходя на страдания и говоря: «мир оставляю вам», и замечая о различии: «не так, как мир дает вам» (Ин 14:27) (блаж. Феофил.).