Толкования на 1 Сол. 2:7

Свт. Иоанн Златоуст

мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими

См. Толкование на 1 Сол. 2:5

Свт. Климент Александрийский

мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими

Все ученики - дети перед Христом Здесь будет уместно объяснить и слово νήπίος [младенец]. Оно вовсе не тождественно слову «глупый». Такое значение свойственно слову νηπύτιος; νήπιος же равно νεήπιος, а ήπιος - значит тонко чувствующий; νήπιος слово это собой означает, следовательно, новорожденного, душой кроткого, тихого, нежного. Особенно ясно так объяснил это слово блаженный Павел, сказав: мы могли явиться как апостолы Христовы; но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Дитя, следовательно, тихо и, в особенности, нежно, мягко и просто, бесхитростно и нелицемерно, прямодушно и искренне, а эти черты суть основы простоты и правдивости.

Педагог.

Свт. Феофан Затворник

могуще в тяготе быти, якоже Христовы Апостолы: но быхом тиси посреде вас, якоже доилица греет своя чада

В тяготе быти, можно бы, как с первого раза кажется, применяясь к тому, что говорит Апостол в 9-м стихе: да не отяготим, и к употреблению этого слова Апостолом в других местах (2 Сол. 3, 8; 2 Кор. 12, 16; 11, 9), понять как — обременять содержанием себя. Апостолы, по повелению Господа благовестникам от благовестия питаться (1 Кор. 9, 14), могли безукоризненно принимать содержание от лиц, принявших Евангелие. Как это требовало расходов новых, не бывших прежде, то могло казаться тяготою. Не эту ли тяготу и разумеет здесь святой Павел, говоря как бы: мы могли бы вас обременить содержанием себя, но не сделали этого? - Нет, не эту. Ибо тогда следовало бы прибавить вам и поставить вместо — в тяготе быти εν βαρει, — быть в тяготу εις βαρος,— сказать то есть: могуще быть вам в тяготу. Главное же, почему нельзя принять такого смысла, в том, что он не соответствует ни предыдущей речи, где говорится о неискании славы, ни последующей, где Апостол говорит о своей тихости. Лучше — могуще в тяготе быти — истолковать, как в русском переводе: могуще явиться с важностию, как Апостолы. Златоуст говорит на сие место: «Если посланники царей пользуются честию, тем более можно нам. Тем, которые посланы к людям от Бога, по всей справедливости надлежит, как явившимся нам с неба вестникам, большею пользоваться честию, но, несмотря на такое избыточество права, мы не делаем ничего подобного, чтобы заградить уста противников».

Можно допустить, что святой Апостол имеет здесь в мысли отстранить новое особое нарекание, похожее на то, какое после сплетено было в Коринфе (2 Кор. 10, 10), именно, что святой Павел слишком слабо действовал. Посланнику Божию следовало бы явить более важности. Апостол и говорит: могли мы явиться таковыми, но были тихи. Любовь наша к вам заставила нас так действовать.

Но быхом тиси среди вас. Но отвечает непосредственно вышесказанному: могуще в тяготе быти, вместе с которым составляет особую законченную мысль,—как: могли мы явиться с важностию, но были тихи, — то есть не держались высокого тона, не были обладающие (1 Пет. 5, 3), но как слуги, по заповеди Господа, все готовы были сами делать для вас (Мф. 20, 26). Тиси — ηπιοι. `Ηπιος, — кроткий, тихий, нежно любящий, благосклонный, — употребляется именно в отношениях высших к низшим, царя к подданным, начальника к подчиненным, родителей к детям, врачей к врачуемым. Среди вас — в обращении с вами мы были такие же, как вы; будто ничего особенного не имели, будто не получили никакого особенного назначения и значения (Златоуст); являлись среди вас, окруженные вами, как учители учениками, как матери детьми, как кокош птенцами. Эта-то снисходительность, может быть, и послужила одним к укору Апостолов в ласкательстве, а другим — к укору в слабохарактерности. Отвечает Апостол: все это плод любви к вам, а не лесть или слабость.

якоже доилица греет свои чада

Первая черта нрава Апостолов Солуни — тихость; вторая — материнская любовь. Доилица здесь — не кормилица, как видно из того, что она представляется питающею своих чад. Это — мать в период отдоения дитяти, мать доящая (кормящая грудью). С материю сравнивает себя святой Павел и в послании к Галатам (4, 19). И отцом он нередко называет себя в отношении к уверовавшим чрез него (здесь же - 11; 1 Кор. 4, 15). Сравнение с материю здесь оказалось более уместным, потому что Апостол хотел выразить свою крайне нежную к ним любовь, или любовь со стороны чувства; любовь же со стороны дел любви выражает он ниже (стих 9) сравнением себя с отцом. Им же хотел Апостол бросить заключительный свет и на предыдущие оправдательные против нареканий мысли свои. Так святой Златоуст: «Льстит ли кормилица дитяти, чтоб заслужить от него славу? Ищет ли она денег от малюток? Бывает ли высокомерна с ними и сурова? Здесь Апостол обнаруживает в себе нежную любовь».

Греет своя чада, θαλπη. Так говорится о птицах, которые согревают своих детенышей, прикрывая их крыльями. Так и мать укутывает свое малое дитя у груди своей, чем и охраняет его, и живость ему придает. Сравнение указывает на устремление любви, все готовой делать для любимого.

Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).

Прп. Ефрем Сирин

мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими

См. Толкование на 1 Сол. 2:6

Прп. Иустин (Попович)

но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими

По этой причине мы были благи, добры, просты и милостивы, как кормилица нежно обходится с детьми своими.

Может, она ищет от младенцев чести и похвалы? Нет, конечно. И вы являетесь нашими духовными детьми, которых мы питаем молоком небесных истин Евангелия, пока не возрастете во Христе. И тогда вы увидите сами, что никакая человеческая слава вам не нужна! Тогда всем своим существом вы почувствуете, что едино есть на потребу (Лк. 10:42) для вас, для нас и для всех людей: неизменный Бог и Господь Иисус Христос и Его чудное и всеспасительное Евангелие. И все, что не исходит от Него, что не ведет к Нему, что не служит Ему, – зловоние, смерть и мучение.

О, человек! Куда ты пойдешь без Христа, кем ты станешь без Него? Знай это! Без Него ты причтешься ко множеству смертей и мучений. Но если это и случиться с тобой, ты должен знать, что опять Он, и только Он, подаст тебе руку помощи в любых твоих смертях и мучениях.

Но необходимо, чтобы и ты принес Ему самого себя, исходящий от тебя сильный покаянный крик: Господи, помилуй! И Он тебя помилует, воскресит тебя от всех смертей, избавит тебя от всех мучений, поскольку Он безмерно милосерд и пришел к нам спасти всех нас, погрязших в грехе, в смерти и мучении.

Он всегда собственным тщанием возвращает заблудшую овцу. И какая человеческая душа не погружена в грехи, частные и общие, неизвестные прелести и в тысячи смертей? А Он, воистину единый Человеколюбец, зовет каждого и всех к Себе. Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11:28–29).

Итак, Он зовет, а ты отзываешься. Ты отзываешься верой в Него и спасаешься от всех смертей, мучений и ужасов. Это самая определенная вещь в нашем земном мире. Ведь никто не любит людей так, как Он! Действительно, Он есть единственный Человеколюбец в человеческом роде! Почему? Поскольку Он, и только Он, спасает людей от смерти и мучения и дарует вечную жизнь и сладчайший рай! Поскольку Он единственный имеет и дает людям через любовь вечное благо, вечную истину, вечную правду, вечную радость! И кто иной может даровать это в человеческом роде? Никто из людей, никто из всех самозваных и ложных божеств. Ведь Богочеловек Христос воистину является единственным Человеколюбцем! Это дает лишь Ему право, по которому Ему принадлежит каждый из людей, и по этой причине каждый из нас должен любить Его больше отца, матери, брата и сестры, детей и всех людей, больше всего творения.

Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

См. также Толкование на 1 Сол. 2:6

Блж. Августин

мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими

Нет большего доказательства любви в Церкви Христовой, чем когда даже самой честью, в которой она, очевидно, находится у людей, пренебрегают, чтобы тело младенца не было рассечено и не подверглась растерзанию немощь христиан из-за нарушения единства. Ведь говорит апостол, что он выказал себя как мать к чадам по отношению к тем, среди кого совершал благовествование, - не сам, но пребывающей с ним благодатью Божией. Ибо не может блудница ничего назвать своим, кроме своих грехов, дар же материнства - от Бога. И Господь прекрасно сказал о блуднице: тот, кому много прощается, много любит. Так, апостол Павел говорит: мы сделались малыми среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Но когда доходит до опасности быть рассеченным младенцу, когда самозванство присваивает себе ложную честь и готово нарушить единство, - пренебрегает мать честью своей, лишь бы видеть сына целым и невредимым. Она следит, только бы не позволить самозванству рассечь немощное тельце мечом раскола, настаивая слишком твердо на том, что честь материнства принадлежит ей. Итак, пусть любовь матери скажет: отдайте ей ребенка (3 Цар 3:27).

…Ведь и мать любит питать дитя свое, но не хочет, чтобы оно всегда оставалось таким. Она держит его у груди, согревает в объятиях, ласково утешает, питает молоком и делает все для чада своего, но хочет, чтобы дитя ее росло, а не всегда оставалось таким. Взгляните же на апостола. Мы понимаем его лучше, поскольку он даже не удостаивает себя имени матери, когда пишет: я сделался мал среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Есть ведь кормилицы, которые нежно обходятся с детьми, причем не со своими. А есть матери, отдающие своих детей кормилицам, которые сами не лелеют детей своих.

…И вот, настолько усилились гонения и муки, что [Павлу] стала тяжела жизнь. И вот страх и трепет нашел на него, и ужас объял его (Пс 54:6), - сказано, как ты знаешь, в псалме. Это глас Тела Христова, глас членов Его. Хочешь ли ты узнать в этом свой голос? Стань одним из членов Христовых. Страх, говорит [Давид], и трепет нашел на меня, и ужас объял меня. И я сказал: кто дал бы мне крылья, как у голубя ? я улетел бы и успокоился бы (Пс 54:6-7).

Павел в известном смысле испытал отвращение из-за бремени плоти: он хотел отлететь ко Христу, но обилие мук преградило ему путь, хотя и не вовсе закрыло его. Ему опротивела жизнь, но не та вечная жизнь, о которой он говорит: Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение (Флп 1:21). Но поскольку здесь его удерживала любовь к ближним, куда он направляется? Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом (Флп 1:22-23), а оставаться во плоти нужнее для вас (Флп 1:24). Он уступил птенцам своим пищащим: расправив крылья, он накрыл их и лелеял их, как и сам о том говорит: я сделался мал среди вас, подобно как кормилица нежно обходится со своими детьми.

Проповеди.


Посмотри на Павла восходящего: Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, - в теле ли- не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает, восхищен был до третьего неба. …И слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор 12:2 - 4). Вы услышали, что он говорит о восхождении, а теперь послушайте, что он говорит о нисхождении: Я не мог говорить с вами… как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею (I Кор 3:1 - 2). Вот нисходит тот, кто восходил. Задайся вопросом: куда он восходил? До третьего неба. Задайся вопросом: куда он нисходил? До питания младенцев молоком. Послушай о том, как он нисходил: я сделался мал среди вас, подобно как кормилица нежно обходится со своими детьми.

Ведь мы видим, как и кормилицы, и матери нисходят до младенцев; хотя они и умеют говорить по-латински, они сокращают слова и каким-то образом коверкают свой язык, чтобы ласкать детский слух этим понятным для них языком, поскольку, если они говорят не так, младенец не слышит и нет ему в том пользы. Так и красноречивый отец, будь он хоть столь великим оратором, что речи его гремят на форуме и сотрясают стены суда, если у него есть маленький сын, когда возвращается домой, оставляет свое казенное красноречие, посредством которого он возвышался, и нисходит до младенца.

Трактат на Евангелие от Иоанна.


Разве мы не наблюдаем у бессловесных и неразумных животных, среди которых существует не духовная, а лишь плотская природная любовь, с каким, тем не менее, чувством взыскуется детенышами молоко из материнских сосцов? И сколь бы ни был силен напор сосущего, это любезнее матери, чем если бы детеныш не сосал молоко и не требовал бы того, что положено любовью. Часто мы видим, как уже значительно подросшие бычки так поддают головой под вымя матери, что силой удара чуть не приподнимают ее, и она, однако, никогда не лягает их и не отталкивает, но, напротив, если нет рядом сынка, который ее сосет, мычанием его подзывает к сосцам своим. Значит, если есть в нас эта духовная любовь, о которой апостол говорит: я сделался мал среди вас, подобно как кормилица нежно обходится со своими детьми, - мы любим вас, когда вы взыскуете. Ленивые же нам не любезны, потому что мы опасаемся пребывающих в бездействии.

Трактат на 1-е послание Иоанна.

Блж. Феофилакт Болгарский

мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы

Или: в чести, славе и довольстве; или: мы могли брать от вас и питаться, и быть вам в тягость. Ибо достоинство наше этого требовало, чтобы брать от вас.

но были тихи среди вас

Тихи, то есть кротки, необременительны. Или: тихи (ν«πιοι) среди вас, то есть незлобивы, нечестолюбивы. Ибо незлобивый ничего такого не помышляет. Выражение среди вас имеет такой смысл: в обращении с вами я был такой же, как и вы, будто не получил высшего назначения.

подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими

Здесь апостол показывает свою нежную любовь. Льстит ли кормилица ребенку? Ищет ли она денег от малюток? - Так и учителю должно быть кротким и любить тех, которые оскорбляют его, как и кормилица любит своих детей, хотя бы они и били ее.

Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Ориген

мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими

Иной же мог бы сказать, что меньшим [μικρόν] именуется здесь совершенный, в соответствии со словами: кто из вас меньше всех, тот будет велик (Лк 9:48). Он скажет, что тот, кто смиряет себя и становится подражателем Смирившего Себя ради спасения людей и малым ребенком посреди всех верующих - будь это апостол или епископ, - такой вот как кормилица лелеет детей своих. Он и есть меньший, указанный Иисусом Христом, и сказано, что ангел его достоин видеть лицо Божие. Ибо сказанное, что меньшие здесь именуются совершенными, в соответствии с кто из вас меньше всех, тот будет велик (Лк 9:48) - и, как сказал Павел: Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия (Еф 3:8), - кажется мне, согласуется со словами: кто соблазнит одного из малых сих (Мф 18:6) и с изречением: нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих (Мф 18:14).

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими

См. Толкование на 1 Сол. 2:5