Толкования на 1 Сол. 2:10

Свт. Иоанн Златоуст

свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими

См. Толкование на 1 Сол. 2:9

Свт. Феофан Затворник

вы свидетели и Бог, яко преподобно и праведно и непорочно вам верующим быхом

С сего 10 стиха говорится о том, как святые Апостолы держали себя по обращении солунян. На это наводят слова: вам верующим быхом, то есть после того как вы уверовали. Следовательно, 11-й и 12-й стихи дают знать, как и чему учили Апостолы их, уже уверовавших. Все, до 9-го стиха включительно говоренное, относится к деятельности Апостолов для обращения солунян, а 10-й, 11-й и 12-й — по обращении.

Вы свидетели и Бог. В начале ставит свидетелей, чтоб тем внушительнее расположить к принятию слова без колебаний и сомнений, «доставляя чрез сие словам своим большую степень достоверности и присовокупляя то, что особенно могло их убедить» (Златоуст). Так как речь имеет коснуться не одного внешнего, всем очевидного и всеми удобно наблюдаемого и обсуждаемого, но и внутреннейших чувств и расположений, именно в отношении к Богу, то Апостол во свидетели призывает не солунян только, но и Бога. О преподобии, то есть благочестии и страхе Божием, ведать верно может один Бог. Почему Апостол говорит как бы: свидетельствуюсь вашею совестию и Богом, свидетелем моей совести. «Вы свидетели того, что видели, а чего не могли увидеть, того свидетель Бог» (Экумений). «Ибо людям известно только видимое, а Богу — и сокровенное от людей» (Феодорит).

Яко преподобно, то есть благочестно, благоговейно, со страхом Божиим, всегда помня, что дело Божие совершаем и пред очами Божиими, и потому «без лукавства, без обмана, без человекоугодия, без нечестивых побуждений» (Экумений).

Праведно, никого не онеправдывая, всякому воздавая свое, вообще поступая в отношении к другим по всей широте заповедей, определяющих сие отношение.

Непорочно, αμεμπτως, безукоризненно, трезво, целомудренно, воздержно, степенно, вообще так, что никто пожаловаться на нас не может, чтоб мы послабляли себе в чем-либо, не были строги к себе. Очевидно, что словом непорочно указывает святой Павел на законный, Богу угодный образ действования в отношении к себе самим. Таким пониманием его не делается никакой натяжки в угоду обычному делению обязанностей человека по трем показанным отношениям. Оно здесь может значить то же, что целомудренно в Тит. 2,12. Но никак нельзя принять его как понятие, обнимающее собою оба предыдущие,— и преподобно, и праведно, — и тем не менее, как определение того же, что выражает праведно, только с отрицательной стороны. Ибо оно в ряду с первыми стоит как особая часть, равная им, и сливать ее с ними не следует.

Вам верующим быхом, то есть после того, как приняли Евангелие и уверовали. По святому Златоусту, Апостол Павел говорит здесь о своем обращении с солунянами, определяет образ своего поведения среди них, и говорит: благочестно, праведно и безукоризненно поступали мы — или держали себя — пред вами верующими. Вот в каких характерических чертах образ их поведения должен был отпечатлеться в душах солунян, — как оно было светло, чисто, привлекательно для их очес, просвещенных верою.

Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).

Прп. Ефрем Сирин

свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими

Вы, конечно, свидетели есте о внешнем поведении нашем и Бог - о внутреннем настроении нашем, именно о том, как проповедали мы слово Божге среди вас свято и праведно: свято, так как не из-за ваших имений, - и праведно поелику не можете обвинить нас в чем-либо чуждом Евангелию.

Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам.

Прп. Иустин (Попович)

свидетели вы и Бог, как свято, и праведно, и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими

Наша задача – стать святыми во всей жизни нашей, стать чистыми, праведными и непорочными во всей жизни, достигая этого в себе через веру, молитву, пост, милосердие и все другие добродетели. Да, мы, люди, мы, христиане, действительно можем достичь этой высоты, чему вы сами свидетели. Свидетели вы и Бог, как свято, и праведно, и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими.

Зачем я говорю это? Чтобы вы нам подражали и стали ревнителями, чтобы стали ревностными нашими подражателями; через нас – подражателями Господу Иисусу Христу, Который действует и чудотворит в нас.

Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

свидетели вы и Бог

Бог - достоверный свидетель, но так как людям неизвестно, свидетельствует ли об этом Бог, призывает во свидетели и тех, к кому обращено слово.

как свято

Все что должно исполняя, ибо это значит свято, вместо выражения: со страхом Божиим.

и праведно

То есть ни у кого не вымогая денег - απαιτούντες χρημάτων άπαιτ«σεσι.

и безукоризненно

Не оскорбляя и не давая повода к соблазну.

поступали мы перед вами, верующими

Тогда как у неверных апостол назывался безбожным и обманщиком, пустословом и совершенно безрассудным.

Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

Ст. 10-12 свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими, потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу

Но эта работа на пропитание ставила Ап. Павла в весьма выгодное положение в отношении к верующим. Она давала ему возможность изучить всякого до тонкости, при постоянном общении в работе, и стать отцом каждого из них в духовном смысле. Каждого из них Ап. Павел увещевал и просил «поступать достойно Бога, призывающего их в Свое Царство» (kalountoV). Идея Царства Божия была еврейской по происхождению; она очень часто встречается в Евангелии, но не так часто у прочих писателей Н. 3. Грекам эта идея была чужда. Но Апостол, видимо, особенно выдвигал эту идею в своей проповеди в Ф-ке. Этим воспользовались его враги - Иудеи, и придали ей ложное толкование, опасное в политическом отношении (Деян XVIII:7). Весьма возможно, что грустный опыт в Ф-ке заставил Ап. Павла оставить эту форму раскрытия христианства в городах греческих.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 1 Сол. 2:1