Толкования на 1 Сол. 2:18

Свт. Василий Великий

и потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана

Вопрос: Может ли сатана возбранять намерению святого, так как написано: «Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана»?

Ответ. Из совершаемого нами о Господе, иное совершается по душевному намерению и решению, а иное производится с помощью тела, или тщанием, или терпением. Посему, что зависит от душевного намерения и решения, тому сатана никоим образом воспрепятствовать не может; а в том, что приводится в исполнение с помощью телесной деятельности, Бог нередко попускает препятствия для испытания и обличения того, кто встречает препятствие, чтобы или обличить его, если переменить благое намерение, подобно посеянным на камени, которые на краткое время «с радостью» приняли слово, «бывше же печали», тотчас отпали (Лук. 8, 13. Матф.13, 21), или, если устоит в добре, обнаружить его ревность о добрых делах, как у самого Апостола, который, много раз намереваясь придти к Римлянам, и возбраняемый, как сам в том признавался, не оставлял однако же сего желания, пока не исполнил преднамеренного, терпение же, как у Иова, который, пострадав столько от диавола, принуждавшего сказать что либо хульное или оказаться неблагодарным пред Богом, даже в крайних бедствиях не отступал от благочестивого осуждения и от здравых мыслей о Боге. Ибо о нем написано: «Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге» (Иов.1, 22).

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Свт. Иоанн Златоуст

и потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана

Что ты говоришь? «Воспрепятствовал сатана»? Так точно, потому что это не было дело Божие. В послании к римлянам он говорит, что Бог воспрепятствовал (Рим.15:22); и Лука в одном месте говорит, что не допустил их Дух идти в Асию (Деян.16:6); и к коринфянам говорит, что это было дело Духа, – и только здесь, что это дело сатаны. Какое же он разумеет препятствие от сатаны? Какие-нибудь внезапные и сильные искушения. «Когда же», – говорится, – «по случаю возмущения, сделанного против него Иудеями», он удерживаем был в Элладе три месяца (Деян.20:3). Но иное дело медлить ради устроения чего-нибудь, и при том добровольно, и иное вследствие препятствий. Там именно (апостол) говорит: «Ныне же, не имея [такого] места в сих странах» (Рим.15:23), и: «щадя вас, я доселе не приходил в Коринф». (2 Кор.1:23). Здесь же он не говорит ничего такого, – а что? «Сатана препятствовал. Я Павел», - говорит, «и раз и два». Смотри, какое он обнаруживает честолюбие, как хвалит себя, когда хочет показать, что он любил их больше всех. Говорит: «Я Павел», вместо того, чтобы сказать: я не как другие; другие только желали придти к вам, а я и решался.

Беседы на послание к Фессалоникийцам.


Так и ты, когда должен совершать что-нибудь, подобающее Богу, предусматривай много опасностей, много лишений, много смертей, и не изумляйся, не смущайся, когда это случится. Сын мой!- говорит мудрый, - если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению (Сир 2:1). Никто, решаясь состязаться, не ожидает стяжать венца без ран; поэтому и ты, начав всеми силами бороться с дьяволом, не гонись за безопасной и полной удовольствий жизнью, потому что не здесь Бог обещал тебе воздаяние и обетование, а все славное - в будущем веке. Поэтому, когда ты или сам, сделав что-нибудь доброе, столкнешься с неприятностями, или увидишь, что другой потерпел это, то веселись и радуйся, потому что это служит тебе к большему воздаянию…

И можно видеть, как Павел в самой темнице, в самых узах обучает, наставляет тайнам веры и на суде, опять делает то же самое и во время крушения, и в бурю, и среди множества опасностей. И ты соревнуй этим святым; пока в силах, не отказывайся от добрых дел, хотя бы и видел, что бесконечное число раз прерывает тебя дьявол, никогда не отставай. Ты, переправляя деньги, подвергся, может быть, крушению, а Павел, неся то, что дороже было всяких денег - слово, отправился в Рим, подвергся крушению и множеству бедствий. И это он сам выразил, говоря: хотели придти к вам; но воспрепятствовал нам сатана. И Бог попускал это, с избытком, проявляя Свою силу.

К народу антиохийскому.


См. также Толкование на 1 Сол. 2:17

Свт. Феофан Затворник

темже хотехом прийти к вам, аз убо Павел единою и дважды, и возбрани нам сатана

Темже — по таким обстоятельствам, побуждаемые таким пламенным желанием видеть вас, хотехом прийти. Прежде замышляли только и изыскивали способы, а теперь самим делом решались на то, покушались, собирались, в дело хотели привести то, что постоянно лежало на сердце.

Аз убо Павел. — Выделяет себя святой Павел потому особенно, что некоторое время он точно был один, без Силы и Тимофея. И говорит теперь, что в эту пору именно и собирался он к ним, может быть, из Афин и из Коринфа. Или говорит так, чтоб показать, что он лично хотел прибыть к ним, а не через Силу и Тимофея, которые были там, около солунян.

В словах: единою и дважды иные видят неопределенное число в смысле: не раз покушались. Другие — определенное, именно — два раза; имели постоянную заботу видеть вас, раз и два покушались прийти. Апостол хочет сказать, что забота видеть их была не минутная, а постоянная, заставлявшая неоднократно собираться побыть у них.

И возбрани нам сатана. Идти раньше к римлянам возбранен был Апостол обязанностями своего апостольства (Рим. 15, 23). К коринфянам не пошел в одно время по соображению, что это было для них лучше (2 Кор. 1, 15, 23). В Вифинию идти возбранил ему Дух (Деян. 16, 6). Здесь возбраняющим указывается сатана. Имея чувства, обученные в рассуждении добра же и зла, Апостол умел верно различать действующие в событиях причины и силы: там Бог — промыслительным устроением течения дел; там Дух — внушениями; здесь темная сила — кознями. Так, по Апостолу, сатана имеет влияние на течение Дел, конечно, по попущению Божию, ибо все от Бога. Но иное прямо Богом устрояется, иное только Им попускается. И сатане попускает Бог действовать по причине свободы, дарованной людям. Люди свободно склоняются на внушения сатаны и, становясь его орудием, выполняют его планы. О сих действиях сатаны и злых духов по всему Писанию поминается. В настоящем случае, не велико будто дело — прийти или не прийти в Солунь; но как чрез это должно было царство Христово усилиться, и соответственно тому сократиться область тьмы, то сатана и воздвиг препоны посещению Апостолом новообращенных верующих, — не лично сам, но чрез исполнителей его воли, послушных ему людей. Апостол видел и самого, действовавшего из-за людей, — и хотя веровал, что проповеди Бог — ближайший помощник, не счел, однако ж, уместным идти наперекор, чтоб не быть искушающим Бога. Благоразумие богопросвещенное внушило ему уступить до времени воздвигнутым препятствиям. И он исполнил, что считал нужным для солунян, другим способом, — послал Тимофея, а потом написал послание. В чем именно состояло это сатанинское возбранение, не видно. Святой Златоуст говорит, что это были «внезапные и сильные искушения». Феодорит, — что усердию Апостола воспрепятствовали непрерывные искушения, которые обыкновенно воздвигает общий враг; Дамаскин,— что идти в Солунь Апостолу помешали скорби и беды из-за проповеди, кои от сатаны, ибо это он возбудил неверных против Апостола. Амвросиаст пишет: «Сатана полагал препоны Апостолам, чтоб не распространяли света истины среди людей. Он возбуждал неверных препятствовать Апостолам побоями и узами, да не глаголют Слово Божие. Так сказали старейшины иудейские Апостолам: не запрещением ли запретихом вам не учити о имени сем? (Деян. 5, 28)».

Так, все ограничиваются указанием преград, скорбей, искушений вообще, не определяя их. Можно догадываться, что Апостола удержали злые намерения неверовавших солунских иудеев. Очень вероятно, и в духе иудеев, что они покушались уже на его жизнь и строили ковы. Преследование ими святого Павла даже и в Берии обличает сильное против него раздражение. Может быть, в Берии они, в ярости, высказывались, чего ищут; свои Апостолу слышали то и передали ему. Из Берии, верно, Апостол воротился бы в Солунь, если б не козни этих врагов. Они заставили его бежать далее в Афины. Из Афин, верно, опять Апостол порывался побыть в Солуни, но благоразумие заставило его прежде осведомиться о положении тамошних дел, за чем и послан святой Тимофей.

В видах практического применения настоящего места Писания приводим слова святого Василия Великого об этих сатанинских возбранениях. «Может ли, — спрашивает он,—сатана возбранять намерению святого, потому что написано: аз бо Павел единою и дважды хотел прийти к вам, и возбрани нам сатана?» И отвечает: «Из совершаемого нами о Господе, иное совершается по душевному намерению и суждению, а иное производится с помощию тела, или тщанием, или терпением. И сатана не может воспрепятствовать тому, что состоит в душевном намерении и суждении. Но что проводится в исполнение с помощию телесной деятельности, тому Бог нередко попускает делать какие-нибудь препятствия; для испытания и обличения того, кто встречает препятствие, чтоб или обличить переменившего благое намерение, подобно посеянным на камени, которые на короткое время с радостью приняли слово, бывшей же печали, вскоре отпали (Лк. 8, 13; Мф. 13, 21), или пребывающего в добре показать — то ревнующим о добрых делах, каков сам Апостол, который, много раз намереваясь идти к римлянам и, возбраняемый, как сам в том признался, не оставлял, однако же, сего желания, пока не исполнил преднамеренного,—то терпеливым, каков Иов, который, пострадав столько от диавола, принуждавшего сказать что-либо хульное, или оказаться неблагодарным пред Богом, даже в крайних бедствиях не отступил от благочестивого суждения и от здравых мыслей о Боге. Ибо о нем написано: во всех сих… ничтоже согреши Иов устнама своима пред Богом и не даде безумия Богу (Иов. 1, 22)».

Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).

Прп. Иоанн Лествичник

Другие по скорби и затруднениям, которые следовали за их начинанием, заключали, что дело их согласно с Божественною волею, по слову Апостола: «восхотихом приити к вами единою, и дважды, но возбрани нам сатана».

Слово 26. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей.

Прп. Ефрем Сирин

и потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана

И мы хотели придти к вам раз и два, но препятствие для нас было от сатаны, который препятствовал мне и не давал мне даже до сего дня посеять животворное слово между мертвыми Афинянами.

Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам.

Прп. Иустин (Попович)

и потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана

Воспрепятствовал сатана? Да, поскольку он никого другого так не борет, как нас, Апостолов Христовых. Для него мы являемся величайшей опасностью, поскольку проповедуем Христа, поскольку даруем людям единственного Спасителя и спасение. От кого? От самого сатаны, от темных его сил, с помощью которых он держит людей связанными в своей власти, – от греха, смерти и всякого зла.

И несмотря на то что мы приняли от Господа власть попирать всю силу бесовскую, сатана чинит нам препятствия в наших святых начинаниях – не потому, что он сильнее нас и Господа Иисуса Христа, находящегося с нами, но чтобы показать, что и мы, Апостолы, суть люди, чтобы и мы почувствовали слабости человеческой природы и осознали, что наша власть над бесами исходит не из наших личных, человеческих, сил, а от Господа Иисуса Христа. Но и для того, чтобы мы всецело предались Господу всяческих посредством надежды, молитвы, поста, любви, терпения, смиренномудрия, воздыханий и плача.

Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Блж. Иероним Стридонский

и потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана

Павел, сосуд избранный, укрощает свое тело и порабощает, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор 9:27). Дано, говорит он, мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился (2 Кор 12:7); и коринфянам говорит: но боюсь, чтобы, как змий хитростью прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе (2 Кор 11:3). И в другом месте: Вас постигало искушение не иное, как человеческое: и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор 10:13). И посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1 Кор 10:12). И к галатам: вы шли хорошо; кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? (Гал 5:7). И в другом месте: И потому мы, я Павел, и раз, и два хотели придти к вам; но воспрепятствовал нам сатана.

Против Иовиниана.

Блж. Феофилакт Болгарский

и потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана

Что ты говоришь? Сатана возбраняет? Именно так; ибо это не было дело Божие. В Послании к Римлянам говорит, что Бог воспрепятствовал (Рим. 1:13 и 15:22); и Лука говорит, что Дух воспрепятствовал им (Деян. 16:6); и в Послании к Коринфянам говорит, что это было дело Духа (2 Кор. 1:22). Здесь же просто, что это дело сатаны, который наводит сильные и внезапные искушения, конечно, по попущению Божию. Смотри, как он гордится своею любовью, показывая, что он любил их больше всех, почему и говорит: я Павел, то есть хотя и другие со мной желали придти к вам, но я даже и решался.

Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

и потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана

Ап. Павел особенно подчеркивает свое личное желание «увидеть лице» своих учеников, но «воспрепятствовал нам сатана» - пишет он. Что значить это выражение? Препятствием могла служить болезнь в это время Ап. Павла; на болезнь он намекает в посл. к Галатам (IV:14), среди которых он был незадолго перед этим. Но, вероятнее всего - это выражение относится к оппозиции со стороны жидовства. «Сатана, действуя через жидов, возбудил гонение против Апостола, так что многократное намерение его посетить Ф-ку осталось неосуществленным». Ramsay. W. M. (в St. Paul the Traveller, crp. 230 - 31) высказывает догадку, что здесь делается намек на действие политархов (Деян XVIII:9), которое препятствовало Ап. Павлу возвратиться в Ф-ку (Iulford op. cit. 23-24).

Толковая Библия.