Толкования на 1 Сол. 3:1

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 1-4 и потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено. Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете

«И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни» – это сказал он вместо: мы решились. «И послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом». И это говорит, не Тимофея возвышая, а им воздавая честь тем, что послал к ним сотрудника и служителя благовествования, говоря как бы так: отвлекши от дел, мы послали к вам служителя Божия и споспешника нашего во благовестии Христовом. Потом показывает и причину: «чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено» (ст. 3). Что здесь говорит (апостол)? Так как искушения учителей смущают учеников, а он тогда находился среди многих искушений, как и сам говорит: «сатана нам препятствовал», – то говорит это для их ободрения. Смысл его слов такой: и раз и два хотел я идти к вам, но не мог, потому что встречалось много препятствий. И это, вероятно, смущало их, так как ученики смущаются не столько от собственных искушений, сколько от искушений учителей, подобно тому, как воин не столько приходит в смущение от своих собственных искушений, сколько тогда, когда увидит раненым своего вождя. «Укрепить вас», - говорит. Следовательно, посылал Тимофея для того, чтобы они не смущались, а не потому, что будто заметил какой-либо недостаток в вере их, или нужду научить их чему-либо. «Утвердить вас и утешить в вере вашей, чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено» (ст. 3–4). Не должно, говорит, смущаться, потому что ничего необыкновенного и неожиданного не случается с нами. И этого довольно было для ободрения их. Видишь ли, что и Христос для того же предсказывал ученикам Своим? Послушай, в самом деле, что говорит Он: «И вот, Я сказал вам [о том], прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется» (Ин.14:29). Много, поистине много (служит) к утешению учеников, когда они слышат от наставников о том, что с ними случится. Как больной, если наперед услышит от врача, что с ним будет то и то, не слишком смущается; а если случится с ним что-нибудь неожиданно, так что и сам врач приходит в недоумение, и болезнь превышает его искусство, то больной тоскует и смущается, – так и здесь. Павел, предвидя это, предсказал им: «будем страдать», – говорит, – «как и случилось, и вы знаете». Не о том только говорит (апостол), что случилось, но и о том, что он предсказывал многое другое, что также сбылось. «Так нам суждено». Следовательно, не только прошедшими искушениями не должно тревожиться и беспокоиться, – а это и значит: смущаться, – но и будущими, если бы таковые случались. «Так нам суждено».

Беседы на послание к Фессалоникийцам.


Смотри, Павел посылает двоих из служащих ему, чтобы они возвестили о его прибытии и сделали тех более готовыми… Видишь ли, как Бог попускает искушения, чтобы ими возбудить и пробудить учеников Своих и сделать их более твердыми? Итак, не будем падать духом во время искушений: Он Сам подаст и облегчение, чтобы мы могли их перенести. Ничто так не содействует любви и общению, как скорбь; ничто так не соединяет и не связывает души верующих; ничто столько не способствует нам - учителям, чтобы слова наши выслушивались со вниманием. Слушатель благоденствующий бывает беспечен и нерадив и считает за беспокойство для себя слушать поучающего; а удрученный скорбью и страданием с великим усердием предается слушанию. У кого душа отягчена скорбью, тот везде ищет себе утешения от скорби, а слово доставляет утешение немалое.

Гомилии на Деяния Апостолов.


Так как ему не удалось (прийти к солунянам), он не довольствуется письмами, но посылает своего спутника Тимофея, который должен был быть для него вместо писем, почему и прибавляет: темже уже не терпяще.

Какое опять благородство в выражении! Какая сила изречения, показывающая неудержимую и нестерпимую его любовь! И подобно тому как кто-нибудь, будучи сжигаем огнем и стараясь найти какое-нибудь облегчение от пламени, употребляет все средства, так и он, пламенея, задыхаясь и сгорая любовью, придумывал, насколько ему позволяли обстоятельства, возможное утешение. Уже, говорит, не терпяще, послахом Тимофеа служителя Евангелия, и споспешника нашего, отделивши самый необходимый член нашего собрания и променяв печаль на печаль. А что он не легко переносил отсутствие и Тимофея, а избрал себе эту великую печаль из-за них, это он показал словами: благоволихом остатися едини.

О, душа, совершенно претворившаяся в саму любовь! Как только был разлучен с одним только братом, уже говорит, что сделался одиноким, и это тогда, когда имел с собой многих других.

Письма к Олимпиаде. Письмо второе.

Свт. Феофан Затворник

темже уже не терпяще, благоволихом остатися во Афинех едини

Темже — означает вывод из предыдущего. Желал Апостол быть у солунян сам, но как этому состояться не было возможности, то решается желанное общение с ними совершить в лице другого, доверенного лица. Или так: поелику так важно для меня ваше стояние в вере, что в нем моя радость и венец похваления, а я не знаю, в каком вы положении, то и спешу послать к вам — узнать, что у вас и с вами. Неведение о вас стало невыносимо для меня. Оно облегчалось надеждою скоро быть у вас; но как это оказалось неудобоисполнимым, то не стало более терпения. — И конец — стих 5 — с этим согласен: поелику вы — венец, то и послал,— чтоб не вотще был труд наш.

Не терпяще — μηκετι στεγοντες. Глагол сей имеет разные значения. Собственно — скрывать, отсюда укрывать, защищать, отсюда поддерживать, носить и сносить: можно бы так: не могши более скрывать моего желания видеть вас, не имея более сил подавлять его молчанием. Но как по ходу речи видно, что Апостол сильно беспокоился о солунянах, и потом крайне был обрадован, когда святой Тимофей, возвратясь, известил его о твердости солунян; то ближе к делу дать в сем месте значение сему слову — сносить, терпеть. Не могши более сносить беспокойства, которое причинялось мне неведением о вашем состоянии, решился я послать к вам Тимофея.

Благоволихом — не охотность только означает, но рассуждением определенную решимость, сочли благом — и восхотели того. Златоуст: «Благоволихом, вместо решились». Феофилакт: «Избрали, порассудили, предпочли».

Остатися едини — «Свидетельство великой любви к солунянам — слова сии» (Дамаскин). И так долго оставаться одному ему не могло быть приятно, а тут: в Афинах и труд большой предлежал, делавший необходимым содействие сотрудника. Но, несмотря на это, он решился послать Тимофея. Так много занимало и беспокоило его состояние солунян.

Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 1-2 и потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей

Хотя я не мог придти к вам, однако не мог снести и разлуки с вами. Посему, сам я благоволил остаться в Афинах, а к вам, хотя мне и нужны были здесь многие помощники, послал Тимофея, сотрудника моего в Благовестии Божием, чтобы Тимофей, придя к вам, утвердил вас, укрепил то есть вас, и поощрил веру вашу.

Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам.

Прп. Иустин (Попович)

Ст. 1-2 и потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего, и служителя Божия, и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей

Вы слава наша перед Господом Иисусом Христом во Второе Его пришествие той верой вашей, которую мы посеяли в душах ваших. Но станет ли эта вера сильной до Страшного Суда Христова?

Мы посеяли в сердцах ваших небесное семя евангельской веры. Но бдите, чтобы не выросли на ниве душ ваших сорняки, чтобы не всеял невидимый враг терния, которые бы заглушили семя веры. Поэтому очищайте днем и ночью души ваши от сорняков грехов, от терний, камней и всякой нечистоты, чтобы евангельское семя росло на удобренной молитвой, постом, милостыней, смиренномудрием, терпением и другими евангельскими добродетелями и Таинствами почве.

Вы должны знать, что вера возрастает за счет любви, молитвы, поста, смиренномудрия, Святого Причастия и каждой добродетели и Таинства. И хоть вы сейчас все это имеете, но сохраните ли до конца? Будучи взволнованным этим вопросом, я послал к вам Тимофея, брата нашего, и служителя Божия, и сотрудника нашего в благовествовании Христовом. Я послал его, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей. Я послал его, чтобы утешить, подбодрить, укрепить и воодушевить вас, – ведь бесчисленно множество сил, видимых и невидимых, которые хотят задушить и уничтожить евангельскую веру. Необходимо защитить нашу веру неприступной крепостью. А что защита для веры? Святые Таинства и добродетели. Храните в них вашу веру, и никто не сможет ее уничтожить: ни из числа злых духов тьмы, ни тем более из числа людей. Но укрепление веры посредством Святых Таинств и добродетелей – это непрерывный денно–нощный подвиг и борьба против всякого греха, всякого искушения, борьба против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6:12), во главе которых стоит их начальник, глава всякого зла – сатана. В этой денно–нощной борьбе неизбежны раны и ссадины. И кто вас утешит тогда? Утешитель Благий, Всесвятый Дух. И я посылаю вам Тимофея, чтобы он утешил вас Духом Святым, Которым он исполнен как большой ревнитель Евангелия Христова и вашего спасения.

Эта ваша брань – всерешающа, от ее исхода зависит все ваше бесконечное будущее. Поэтому вы никого не должны бояться, даже из самых страшных врагов Евангелия Христова, поскольку всегда Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире (1 Ин. 4:4).

Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

и потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни

То есть: избрали и предпочли.

Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

Ст. 1-4 и потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено. Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете

Не будучи более в состоянии выносить разлуки, Ап. Павел послал в Фес. Тимофея, которого он называет здесь «братом» (смотри 2 Кор. I:1; Кол I:1; Флм I:1), «служителем Божиим» (1 Тим. IV:6; diakonoV tou Qeou - по контрасту с douloV - означает слугу в отношении к его делу) и «сотрудником» в благовествовании. Все эти эпитеты даны ему не для того, чтобы показать на величие утраты, которую понес Ап. П. в лице Тимофея послав его в Ф., сколько для того, чтобы указать Ф. на важность его миссии (2 Кор. VIII:18; Флп II:20). Суть последней заключалась в том, чтобы утвердить Ф. и поощрить их веру, чтобы никто среди них не был совращен с пути истины посреди тех скорбей, которые пали на них. Об этих скорбях Ап. уже говорил им раньше. Не разумеет ли здесь Ап. и те скорби, которые должны были придти пред наступлением «дня Господня»?

Толковая Библия.