Толкования на 1 Тим. 1:4

Свт. Феофан Затворник

ниже внимати баснем и родословием безконечным, яже стязания творят паче, нежели Божие строение, еже в вере.

См. Толкование на 1 Тим. 1:3

Прп. Ефрем Сирин

и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере

См. Толкование на 1 Тим. 1:3

Прп. Икумений Триккский

ниже внимати баснем и родословием безконечным, яже стязания творят паче, нежели Божие строение, еже в вере

См. Толкование на 1 Тим. 1:3

Блж. Феофилакт Болгарский

И не занимались баснями.

Баснями он называет не сам закон, но наблюдения и ложные догматы.

И родословиями бесконечными.

Они перечисляли обычно дедов и прадедов, мечтая тем присвоить некоторую историческую славу. Бесконечными назвал или потому, что восходят к отдаленным временам, или потому, что не имеют никакой доброй цели, или потому, что не имеют ясности, трудно уловимы и запутанны. Вероятно, что апостол здесь намекает и на эллинов, ибо у них есть мифы и родословия, в которых они перечисляют своих богов.

Которые производят больше споры (ζητ''σεις), нежели Божие назидание в вере.

То есть Бог ввел такое домостроительство, чтобы в нем все было принимаемо верой, а они вводят изыскания, расстраивают это домостроительство Божие. Или что Бог восхотел даровать нам великое и явил о нас неизреченное домостроительство. Это-то домостроительство благости Его вводит вера, а никак не происхождение. Между тем они вводили изыскания. Как это может быть? Как мы будем верить относительно будущего? Изыскание изгоняет веру. Впрочем, для чего Господь сказал: ищите, и найдете (Мф. 7:7)? и еще: исследуйте писания (Ин. 5:39)? Первое выражение - ищите - говорит о прошении, сильном желании; второе - исследуйте - значит: изучите подлинный смысл Писаний, узнайте их и прекратите всякое исследование.

Лопухин А.П.

и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.

Баснями и родословиями. Некоторые толкователи видят здесь указание на начатки гностицизма («родословия» так называемых эонов), но с таким мнением нельзя согласиться. В посл. К Титу апостол (Тит. I:14) прямо называет эти басни «иудейскими» и след. и здесь вероятнее всего разумеет различные ходившие между иудеями баснословные рассказы, составившие впоследствии содержание иудейской Гаггады. «Родословия» также вероятно были заимствованы из иудейства, которое вообще очень интересовалось родословными таблицами своих великих людей.

Бесконечными апостол называет родословия в том смысле, что в них никогда не дойдешь до конца, а будешь уходить все дальше и дальше в область древности.

Споры. Здесь разумеются не объективные расследования дела, а проникнутые субъективным настроением оспаривания всяких общепринятых истин, совсем не нужные для церковного общества.

Божие назидание - т. е. созидание (oikodomian) Богом чрез восстановленных Им служителей церкви. По некоторым кодексам здесь нужно читать: Божие домоправление (oikodomian), но смысл места от такой перемены выражения почти не изменяется. Апостол, несомненно, хочет сказать, что «общество верующих созидается и утверждается в вере христианским единомыслием… Напротив, исследования и споры, производимые всяким противным Евангелию учением, служат к расстройству слушающих (2 Тим. II:14) и нарушают единство церкви». (Полянский с. 231 и 232).