Толкования на 2 Кор. 3:5

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 5-6 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит

«Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя» (ст. 5). Смотри, вот и еще он умеряет речь свою. И это оттого, что он владел добродетелью смирения в высшей степени. И потому, как скоро говорил что-нибудь великое о себе, тотчас старался опять всеми способами смягчить сказанное. Это делает он и здесь, когда говорит: «не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя». То есть, я не сказал: «Такую уверенность мы имеем, по которой одно усвояем себе, а другое Богу; напротив, такую, по которой все возлагаем на Бога и Ему вменяем, потому что способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета» (ст. 6). Что значит – «удоволи»? То, что Бог сделал нас способными к такому служению. Не малое дело – сообщить вселенной такие скрижали и письмена, которые гораздо важнее первых. Потому и присовокупил: «не буквы, но духа». Вот еще новое различие (ветхих и новых скрижалей). Какое же? Разве ветхий закон не был духовен? Как же говорит (тот же апостол): «мы знаем, что закон духовен» (Рим. 7:14)? Он был духовен, но не подавал Духа, потому что Моисей принес не Дух, а письмена, а мы уверены, что подаем Духа. Показывая это яснее, далее и говорит: «буква убивает, а дух животворит». И говорит это не без цели, но для того, чтобы обличить тех, которые тщеславились исполнением иудейских обрядов. «Буквой» он называет здесь закон, угрожающий наказанием согрешающим, а духом – благодать, через таинство крещения животворящую умерщвленных грехами. Показав, таким образом, различие тех и других скрижалей из самого их существа, он не останавливается на этом; но продолжает далее раскрывать это различие и притом с такой стороны, с которой сильнее может увлечь слушателя – т. е., со стороны животворности и легкости (последних). «Новый завет, – говорит он, – и не труден, и дарует большую благодать». Если он, рассуждая о Христе, выставляет особенно то, что более принадлежит Его человеколюбию, нежели достоинству, или что принадлежит и тому и другому вместе, то тем более он должен так говорить, рассуждая о Его завете. Итак, что значат слова: «буква убивает»? Прежде он сказал, что один завет написан на скрижалях каменных, а другой – на сердцах плотяных. Но ему показалось, что такое различие еще не велико, а потому присовокупил, что прежний завет написан был буквами и чернилами, а новый – Духом. Но так как и это различие еще не вполне могло возбудить его слушателей, то он указывает, наконец, нечто такое, что могло окрылить их, – именно то, что «буква убивает, а дух животворит».

Что же это значит? По (ветхому) закону грешник подвергается наказанию; а здесь (по новому) грешник прибегает к крещению и становится праведным, сделавшись же праведным, он оживает, освобождается от смерти греха. Закон, если поймает убийцу, то осуждает его на смерть, а если благодать настигнет убийцу, то освящает и оживляет его. Но что я говорю об убийце? Закон и того схватил и побил камнями, который собирал дрова в субботу (Числ. 15:32-36). Вот что значит: «буква убивает»! Напротив, благодать ловит бесчисленных человекоубийц и разбойников, и, омывая их водами крещения, разрешает от прежних зол. Вот что значит: «Дух животворит»! Закон кого поймает, того из живого делает мертвым; а благодать соделывает живым преступника из мертвого. «Придите ко Мне, – говорит она, – все труждающиеся и обремененные, и Я, – не говорит – «накажу вас», но – успокою вас» (Мф. 11:28). В крещении погребаются грехи, заглаживаются прежние неправды, человек оживает, и всякая благодать напечатлевается в его сердце, как на скрижали. Итак, помысли, сколь велико преимущество Духа, когда и скрижали Его превосходнее первых, когда Он показывает и нечто высшее даже самого воскресения. В самом деле, та смерть, от которой Он освобождает, гораздо опаснее первой смерти, и настолько опаснее, насколько душа превосходнее тела, и естественная жизнь держится тою жизнью, которую дает Дух. Если же Он может даровать эту высшую жизнь, то тем более может дать низшую; эту последнюю давали и пророки, а той никогда, – потому что никто не может отпускать грехов, кроме одного Бога (Лук. 5:21). Но и низшей жизни пророки не могли бы сообщать без того же Духа. И не только то удивительно, что Дух животворит, но и то еще, что Он даровал и другим силу животворить. «Примите Духа Святаго», – говорит (Господь) (Иоан. 20:22). Для чего же? Разве без Духа нельзя было? Бог говорит это для того, чтобы показать, что (Дух) имеет высочайшую власть, ту же царскую сущность и ту же силу. Для того и присовокупляет: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (ст. 23). И вот, так как (Дух Святый) животворил нас, то и сохраним эту жизнь, и не станем опять возвращаться к прежней мертвости. «Христос …, уже не умирает … Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха» (Рим. 6:9, 10). И не хочет, чтобы мы всегда ожидали спасения только от благодати: иначе мы будем лишены всего; Он хочет, чтобы и с нашей стороны привнесено было что-нибудь. Позаботимся же привнести что-нибудь, и соблюдем жизнь души.

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.

Свт. Феофан Затворник

не яко доволни есмы от себе помыслити что, яко от себе, но доволство наше от Бога

См. Толкование на 2 Кор 3:4

Прп. Ефрем Сирин

не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога

См. Толкование на 2 Кор. 3:4

Прп. Никодим Святогорец

не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога

… человек сам по себе без силы и помощи Божией не может ни дела хорошего сделать, ни слова хорошего сказать, ни помыслить доброе: «Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога»

Руководство к исповеди.

Блж. Августин

не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога

Итак, во власти Бога, а не человека то, чтобы люди обрели власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12). Они получают эту власть от Того, Кто внушает в сердце человека мысли благочестивые, от которых рождается вера, действующая любовью (Гал. 5:6). И чтобы принять и удерживать это благо, чтобы постоянно совершенствоваться в нем до самого конца, мы не должны помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога, во власти Которого и сердце наше, и мысли.

О дape терпения.

Блж. Феофилакт Болгарский

не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога

См. Толкование на 2 Кор 3:4

Фульгенций Руспийский

не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога

В служении этом, которого вы от нас ожидаете и нам возвращаете, я не сомневаюсь, что получаю помощь, так что Бог, пробуждающий в нас желание и приводящий в исполнение дела добра, Сам делает так, чтобы я достойно думал и достойно говорил. Ибо добрые мысли - не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. И потому мы не испытываем недостатка, ведь наш достаток даром милости идет от Того, в Ком нет никакого недостатка. Как Он не нуждается в нашем добре, потому что всегда дает в избытке, так и не нуждается в том, чтобы Ему давали, - ибо Он дает то, что в Нем не иссякает. Нет такого угодного дара - мыслью ли, словом ли, делом ли, - который мы могли бы принести Ему и который не был бы милован Им Самим. Святой дар Божий всегда свободен, поскольку ему никогда не предшествует основанная на человеческих заслугах необходимость. Если даже человек и имеет заслугу, то она идет от Того, от Кого всякое даяние доброе и всякий дар(Иак. 1:17).

Никто из людей не способен ни думать о чем-то добром, ни делать что-то доброе, если прежде ему не дан чистый дар Божественной помощи. Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп. 2:13), как утверждает сосуд избрания [Павел]. В его же учении узнаём: не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Итак, Бог дает нам добро в достатке, и полнота Его не убывает, когда щедро одаривает нас всяким добром, дабы мы его имели… Все сотворенное не существовало, прежде чем было сотворено, потому и нельзя иметь что-то, прежде чем его обретешь. А поскольку нельзя этого сделать без Того, Кто все сотворил, то и невозможно ни хотеть, ни делать добро без того, чтобы Бог постоянно удостаивал нас Своей помощью. Ибо в Нем берет начало добрая воля, от Него исходит способность вершить добрые дела, от Него твердость добропорядочной жизни, Им дается в этом веке истинное смирение сердца, а в веке будущем - счастье вечной награды, дабы бесконечно счастливы были те, кто теперь по-настоящему смирен.

Послания.

Севериан Габальский

не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога

От себя сказано вместо «друг от друга».

Фрагменты.

Магн Аврелий Кассиодор

не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога

Поскольку призыв Господа совершается прежде всяких заслуг человека - Он не ищет достойных, а Сам производит их, - то потому и говорится о даровании, а иначе речь шла бы о справедливости. Именно добрая воля призывает и влечет нас, и мы ничего не способны помыслить и сделать, что было бы нам полезно, если не примем это от Виновника добра. Вот и апостол говорит: нe потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Так что пусть умолкнет безумие пелагиан, чтобы в попытке ложно приписать некую доброкачественность воле она не оказалась лишенной Того, Кто ее одаривает.

Толкование Псалмов (Пс 5).

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога

См. Толкование на 2 Кор. 3:4

Лопухин А.П.

не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога

См. Толкование на 2 Кор 3:4