Толкования на 2 Кор. 4:10

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 10-11 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей

«Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (ст. 10). Что же значит – «мертвость Господа Иисуса», которую они носили? Ежедневно угрожающие различные роды смерти, которые указывали вместе и на воскресение. «Если кто не верит, – говорит, – что Иисус умер и воскрес, такой пусть уверится в истине воскресения, видя нас ежедневно умирающими и воскресающими». Видишь, как он нашел еще и другую причину искушений? Какую же именно? «Чтобы и жизнь Иисусова, – говорит, – открылась в теле нашем», т. е., когда Господь исторгает нас из опасностей смерти, так что то самое, что показывает, по-видимому, бессилие (апостолов) и оставление их (от Господа), ясно проповедует Его воскресение. «Сила Его, – говорит, – не так бы была видима, если бы мы не терпели никаких страданий, как она видима теперь, когда мы страдаем, но остаемся непобедимыми». И «мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей» (ст. 11). Когда (апостол) говорит что-нибудь неясно, он всегда присовокупляет объяснение своих слов. Это самое он сделал и здесь, поясняя сказанное им выше. «Для того, – говорит, – мы предаемся, т. е., носим мертвость Его, чтобы открылась в нас сила жизни Его, когда Он не попускает смертной плоти нашей, столько страждущей, быть побежденною множеством зол». Можно и иначе понимать эти слова. Как же? Так, как в другом месте говорит: «если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2 Тим. 2:11). «Подобно тому как мы носим Его смерть, и решаемся заживо умереть для Него ныне, так и Он благоизволит умерших нас оживить тогда. Если мы, пренебрегая жизнью, идем на смерть, то и Он приведет нас от смерти к жизни».

Гомилия 9 на 2-е послание к Коринфянам.

Свт. Феофан Затворник

Всегда мертвость Господа Иисуса в теле носяще, да и живот Иисусов в теле нашем явится

Мертвость Господа – беды, скорби, страдания, смертные опасности. Как Господь страдал, так страдаем и мы. По вся дни умираю, говорит он в другом месте (1 Кор. 15:31). Но когда так очевидно следовало бы нам быть пораженными смертию, а мы все живы, то очевидно также, что мы каждодневно являемся как бы из мертвых живыми. Это совершенно сходно с тем, как Господа распяли и положили в гроб, и еще запечатали, а Он воскрес: смерть не могла удержать Его. Живот Его поглотил смерть. Тот же живот Иисусов и в нас теперь действует, и мы есмы живые о Нем проповедники. Мы являем собою, что Господь Иисус жив и есть источник живота; ибо когда за дело Его подвергаемся бесчисленным смертям, все остаемся живы и всякий раз с новыми силами исходим на служение во славу Его. Что другое это являет, как не то, что в нас действует живот Иисусов? Так святой Златоуст: «Что значит мертвость Господа Иисуса, которую они носили? – Ежедневно угрожающие различные роды смерти, которые указывали вместе и на воскресение. Если кто не верит, говорит, что Иисус умер и воскрес, таковый пусть уверится в истине воскресения, видя нас, ежедневно умирающих и воскресающих. Когда Господь исторгает нас из опасностей смерти, то чрез это живот Иисусов является в теле нашем. Так что то самое, что с одной стороны показывает повидимому бессилие Апостолов и оставление их от Господа, то самое с другой стороны ясно проповедует Его воскресение. Ибо не так бы видима была сила Его, если бы мы никогда ничего не страдали, нежели теперь, когда мы страдаем, но остаемся непобедимыми». Так и Экумений с Феофилактом.

Нельзя не видеть, что, по ходу речи, явление живота Иисусова в непрестанно будто умирающем теле Апостолов есть то же, что: да премножество силы Божией будет, а не от нас. Только в настоящем месте он явление силы Божией вообще сводит на явление ее применительно к слову благовестия. Ибо здесь всепобедительное начало есть удостоверение, что Распятый жив, и не жив только, но и нам дает силу жить, при всей разрушительности натисков на нас совне. Можно отсюда и далее провесть мысль Апостола, именно: мы собою являем, что Господь жив, а это есть начало и источник веры, животворящей души ваши. Следовательно, как бы дух жизни о Христе Иисусе исходит из повсечасно умирающих тел наших. Намеренно так и устроил Бог, чтоб сокровище, сокрытое в скудельности нашей, слово благовестия и благодать, беспрепятственнее делалось достоянием вашим, чтоб вы вкушали силы их и чрез то приобщались живота Иисус Христова. Сосуд слишком крепкий и крепко закрытый мешал бы узнавать, что в нем, а хрупкий и непрестанно дающий будто трещины и заделываемый неминуемо обнаруживает, что в нем.

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Симеон Новый Богослов

Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем

Всякий, верующий во Христа, прежде всего другого да просит у милостивого Бога благодати и силы возненавидеть мир и все мирское, все страсти и похоти плотские, а после того, как возненавидит их, над тем да трудится с теплою верою, чтоб достигнуть мертвости их, каковая мертвость Христова есть, как говорит Апостол Павел, что он мертвость Господа Иисуса всегда в теле своем носил.

Слова (Слово 12-е).

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 10-11 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей

Всегда мертвость страдания Господа нашего в теле нашем носим с собою, дабы и безсмертная жизнь Иисуса открылась в плоти нашей смертной.

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.

Блж. Феофилакт Болгарский

Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем

То есть ежедневно подвергаясь смерти и всегда подражая смерти Господа, свидетельствуем таким образом о жизни или о воскресении Его, телом своим. Ибо, если кто не верует, что Господь воскрес, он не будет иметь предлога к неверию, когда увидит, что мы ежедневно умираем и ежедневно же остаемся в живых.

Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст

Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем

Не приходится сомневаться в этом, поскольку в мучениках Христос умирает, и в тех, кто за веру претерпевает или мученическую смерть, или цепи, или плети, суть страдания Христовы, ибо и жизнь Его проявляется в них. Страдания суть знаки достоинства жизни грядущей, которую обещал Христос.

На Послания к Коринфянам.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем

Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса. Под мертвостью Господа Иисуса разумеет Павел переносимые ради Господа бедствия, которые всегда угрожают опасностью смерти или тяжкими страданиями, переносимыми на поприще служения Евангельской проповеди, которые всегда приближают к смерти (2 Кор. 1:10;11:23; 1 Кор. 15:31). Могут сии бедствия и страдания называться мертвостью Христовою и потому, что они представляют подобие скорбей, бедствий и страданий, которые для нашего спасения понес Иисус Христос до крестной смерти (Гал. 6:17; Флп. 3:10).

Чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Чтобы явно было, что Иисус Христос, в которого мы веруем, о котором проповедуем, что сей Иисус воскрес из мертвых и живет во славе одесную Бога Отца, и нас Своею Божескою силою укрепляет, и нам дарует Свою благодатную жизнь, чтобы мы всегда пребывали в единении с Ним, и здесь, окружаемые всякими нуждами, скорбями и страданиями, и в будущем веке (2 Кор. 1:9, 10; Флп. 1:20, 21; 2 Кор. 6:9).

Св. Златоуст говорит: «Что значит мертвость Господа Иисуса, которую Апостолы носили? Ежедневно угрожающие различные роды смерти, которые указывали вместе и на воскресение. Если кто не верит, говорит, что Иисус умер и воскрес: таковой пусть уверится в истине воскресения, видя нас ежедневно умирающих и воскресающих. Да и живот Иисусов явится в теле нашем, то есть когда Господь исторгает нас из опасностей смерти. Так что то самое, что, с одной стороны, показывает по-видимому бессилие Апостолов и оставление их от Господа, то же самое, с другой стороны, ясно проповедует Его воскресение. Ибо не так бы видима была сила Его, если бы мы никогда и нисколько не страдали, как теперь, когда мы страдаем, но остаемся непобедимыми.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем

Ап. говорит в другом месте, что в нем обитает - духовно - Христос (Гал. 2:20). Здесь же он утверждает, что и в теле своем он носит страдания и смерть Христову, как бы продолжает их: до такой степени Ап. проникнут чувством единения со Христом! - С другой стороны, на Апостоле проявляется и жизнь Иисусова, т. е. та сила, какою обладает Христос в состоянии своего прославления. Эта сила сказывается в подвигах, какие Апостол совершал во время своего апостольского служения.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 2 Кор. 4:7