Толкования на 2 Кор. 5:7

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 7-8 Ибо мы ходим верою, а не видением, то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа

Что всего важнее и выше, он поставил на конце – потому что со Христом быть лучше и выше, нежели получить нетление. Слово же его имеет такой смысл: «Гонящий и убивающий нас не отнимает у нас жизни; поэтому не бойся, но дерзай и тогда, когда рассекают тебя на части. Это не только освобождает тебя от тления и тяготящего на тебе бремени, но и тотчас же отсылает тебя к Господу». Потому и не сказал: «сущии (óντες) в теле», что мы находимся в нем, как странники в гостинице. «И как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, ибо мы ходим верою, а не видением, то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа». Видишь ли, как он, умолчав о неприятных именах смерти и кончины, заменил их вожделеннейшим наименованием – «водворения у Бога»; и напротив, оставив наименование, кажущееся приятным, именно – жизни, употребил неприятное, назвав здешнюю жизнь «устранением» от Господа«. Это он сделал для того, чтобы никто не только не услаждался настоящим, напротив, даже тяготился бы им; и чтобы никто, приближаясь к смерти, не скорбел, а напротив, радовался, потому что переходит к лучшим благам. Но чтобы кто-нибудь, услыша, что мы (находясь в этом теле) «отходим от Господа», не сказал: «Что ты говоришь? Неужели мы, живя здесь, находимся в удалении от Него?», – он отклонил это возражение, сказав: «верою ходим, а не видением». И здесь мы имеем познание о Нем, но не столь ясное, а точно «как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно», как говорит он в другом месте (1 Кор. 13:12). «Благодушествуем и желаем». Вот до чего он довел речь! До сильнейшего желания кончины: слово «благоволим» у него то же значит, что и «сильно желаем». Чего желаем? «Выйти из тела и водвориться у Господа». Так-то он всегда делает, о чем я и прежде замечал – обращает в противную сторону слова противников.

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.

Свт. Феофан Затворник

верою бо ходим, а не видением

См. Толкование на 2 Кор 5:6

Свт. Тихон Задонский

верою бо ходим, а не видением

Вижу я Его блага, но Подателя благ не вижу. Получаю от щедрой Его руки благодеяния, но Благодетеля не вижу. Вижу небо и землю и все, что в них, все, что сотворила рука Его, но Самого Его, Сотворившего, не вижу. Его солнце, луна и звезды мне светят; Его воздух, облака, реки, озера и источники мне служат; Его земля различные деревья, травы, цветы и плоды для меня рождает, но Его Самого не вижу. Он невидимою рукою Своею всякое мне добро посылает, но Самого Его Посылающего не вижу. Он сокровище Свое открывает и подает мне пищу, питье и одежду, но Подающего не вижу: ибо верою хожу, а не видением. Его всесильная рука сохраняет меня от козней вражьих, но Хранителя моего не вижу. Он мое прибежище, мой Заступник, мой Помощник, мое утверждение в различных искушениях, бедах, напастях и скорбях, но Самого Его не вижу. Чувствую помощь в заступлении Его, но Помощника и Заступника не вижу. Он меня, днем бодрствующего, хранит, хранит и в ночи спящего, но Хранителя моего не вижу. В доме ли я сижу – Он со мною. Из дому ли выйду – Он не оставляет меня. По пути ли иду – со мною Он. В городе ли, в селе ли, в пустыне ли, с людьми ли или без людей нахожусь – Он не отступает от меня, но не вижу Его: ибо верою хожу, а не видением.

Делаю ли что, или говорю, или мыслю – пред Ним все делаю, но Его не вижу: ибо верою хожу, а не видением. В церкви ли или дома на молитве стою – перед Ним стою, но Его не вижу: ибо верою хожу, а не видением. Он на меня смотрит, и видит меня, и видит, как я сажусь, и как встаю, и разумеет помышления мои, но я Его не вижу: ибо верою хожу, а не видением.

Пред Ним я колени свои преклоняю – и припадаю, и поклоняюсь, и воздыхаю и молюсь Ему, и прошу и ищу у Него милости себе, но Его не вижу: ибо верою хожу, а не видением.

К Нему простираю руки свои, и очи мои возвожу, но Его Самого не вижу: ибо верою хожу, а не видением.

Его благодарю, как Благодетеля моего, Его пою, Его хвалю, Его благословляю и превозношу, но Самого Его не вижу: ибо верою хожу, а не видением.

Чувствую и святую руку Его, меня, недостойного, касающуюся, но Самого Его не вижу: ибо верою хожу, а не видением.

Он ударяет в сердце мое страхом Своим святым, и поэтому я боюсь и трепещу пред Ним, но Самого Его не вижу: ибо верою хожу, а не видением.

Он касается и святой любовью сердца моего, и тогда радость, веселье и ликование ощущает сердце мое, но Самого Любящего меня не вижу: ибо верою хожу, а не видением.

Он меня наказывает и милует, как чадолюбивый Отец, Он опечаливает и утешает, но Его Самого не вижу: ибо верою хожу, а не видением.

Слышу я и слово Его святое, и слышу в нем, что хотя храмина тела моего и разорится, однако восстанет, воссоздана будет и во веки не разрушится, но Самого Говорящего не вижу: ибо верою хожу, а не видением.

Сокровище духовное, от мира собираемое.

Прп. Ефрем Сирин

ибо мы ходим верою, а не видением

Ибо чрез веру шествуем, а не чрез видение, то есть: хотя, по вере нашей в Него, Он пребывает с нами скрыто, но для внешнего видения Он скрыт от нас.

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.

Блж. Августин

ибо мы ходим верою, а не видением

Посему среди теней этой жизни, в которой мы устранены от Господа, покуда ходим верою, а не видением, душа христианина должна ощущать себя покинутой, не прекращать молиться и око веры пристально обращать к слову божественного Священного Писания.

Послания.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 7-8 Ибо мы ходим верою, а не видением, то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа

«Ныне, - говорит апостол, - мы не видим самих ожидаемых вещей, а созерцаем их только верой (Евр. 11:1). Поэтому мы и стремимся выйти из тела и водвориться у Господа».

Толкования на послания апостола Павла (2 Кор. 5:7).

Блж. Феофилакт Болгарский

ибо мы ходим верою, а не видением

См. Толкование на 2 Кор 5:6

Фульгенций Руспииский

ибо мы ходим верою, а не видением

В действительности, когда мы одновременно слышим об оправданных и прославленных, не следует думать, что оправдание и прославление относятся к одному и тому же моменту настоящего. Ведь благодать оправдания дается в настоящем времени, а благодать прославления относится к будущему. Одна относится к вере, другая - к видению. Павел говорит: мы ходим верою, a не видением. То, во что теперь святые верят, тогда они увидят.

Послания Мониму.

Севериан Габальский

ибо мы ходим верою, а не видением

Мы надеемся на Бога верою, ибо Его вид [видение] незрим для нас. Мы верим в то, что мы к Нему отойдем, когда узрим Его, насколько возможно человеку узреть Бога. Ибо и Моисей узрел Его в телесном виде (См. Исх. 24:9-11, 33:11), и ангелы видят, насколько им возможно видеть. Однако Бога никто никогда не видел (Ин. 1:18), и всякая тварь лишена видения Бога [по природе].

Фрагменты.

Лопухин А.П.

ибо мы ходим верою, а не видением

См. Толкование на 2 Кор 5:6