Толкования на 2 Кор. 6:3

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 3-6 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви

Далее, как и всегда делает (апостол), выставляя самого себя на сцену, чтобы с него брали пример, так делает он и здесь. Поэтому и присовокупляет: «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо наше служение» (ст. 3), – заимствуя убеждение не от времени только, но и от примера тех, которые подвизались как должно. И смотри, как скромно это делает. Не сказал: «Глядите на нас, а мы таковы-то»; но, как бы защищаясь против обвинения, исчисляет свои (подвиги). И полагает два отличительных признака беспорочной жизни, первый: «ни в чем не полагаем претыкания» – не сказал «обвинения», но что гораздо маловажнее – «претыкания», – т. е., никому не подавая и повода к укоризнам против нас, – «да служение наше безпорочно будет», – чтобы кто не стал нападать (на это служение); и не сказал опять, чтобы кто не стал порицать или обвинять, но чтобы оно не подавало и случайного повода к тому, чтобы кто-нибудь мог порицать в чем-нибудь. Второй признак: «но во всем являем себя, как служители Божии» (ст. 4). Это гораздо выше (предыдущего). Действительно, не одно и то же – быть свободным от обвинения, и устроить себя так, чтобы из всего видно было, что мы Божии слуги; и не одно и то же – избежать порицания, и быть достойным похвал. Не сказал: «являясь» (φαινόμενοι), но: «являем себя» (συνιστώντες), т. е. показывая (себя таковыми на деле). Далее говорит и о том, каким образом они сделались таковыми. Каким же? «В терпении, – говорит, – многом». Терпение он положил основанием благ, почему и не просто сказал – «в терпении», но – «в терпении многом», чтобы показать его важность. Действительно, перетерпеть одну какую-нибудь беду или две – еще не великое дело; потому и перечисляет множество скорбей и искушений, говоря: «в скорбях, в бедах» (ανάγκαις). Но скорбь еще более увеличивается, когда нельзя уклониться от несчастий, и когда точно неизбежная какая необходимость требует злостраданий. «в тесных обстоятельствах», – т. е., или в теснотах голода и других необходимых потребностей, или просто в теснотах искушений. «Под ударами, в темницах, в изгнаниях» (ακαταστασίαις) (ст. 5). И каждое из них само по себе тяжко: тяжко терпеть бичевание, тяжко быть в узах, тяжко не иметь покоя от гонений – это именно и значит «в нестроениих»; но когда постигают все эти скорби и притом сразу, то подумай, какая для этого потребна душа! Потом ко внешним скорбям присовокупляет и те, которые от него собственно зависели: «в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте» (αγιότητι)«. Этими словами он указывает на те труды, которыми обременял себя, переходя с места на место; и делая своими руками, – на те ночи, в которые учил, или трудился для себя, и со всем тем не забывая и поста, хотя и одни эти (подвиги) стоили не одной тысячи постов. А под «чистотой» здесь он разумеет или целомудрие, или чистоту во всем, или же нелюбостяжательность, или же то, что он даром проповедовал Евангелие. «В благоразумии» (γνώσει) (ст. 6). Что такое «в благоразумии»? В мудрости, даруемой от Бога, которая истинно есть ведение, а не как мнимые мудрецы, хвалящиеся внешним образованием, а этой истинной мудрости лишенные. «В великодушии, в благости». И это важное свидетельство мужественной и благородной души – великодушно переносить поражения и удары, отовсюду наносимые. Далее, чтобы показать, как он сделался таковым, присовокупил: «в Духе Святом». «Чрез Него, – говорит, – мы все это совершаем». Но смотри, где он поставил помощь от Св. Духа, – после уже исчисления своих подвигов. Мне кажется, он хотел показать этим и нечто еще другое. Что же такое? То, что «мы обильно исполнены Духа Святого, и свое апостольство оправдываем и тем, что удостоились духовных дарований», так как, хотя это зависит и от благодати, тем не менее, и сам он был причиною, своими делами и подвигами привлекши на себя благодать. Если же кто думает, что сверх сказанного (апостол) выражает этими словами еще и то, что он, в употреблении благодатных даров, не подавал никому никакого соблазна, – думаю, и тот не погрешит против смысла. Действительно, некоторые (из коринфян), получив дар языков и возгордившись, тем подали повод к осуждению себя, потому что получивший духовные дары может и злоупотребить ими. «Мы же, – говорит, – не таковы, но и «в духе», – т. е. в дарованиях, – пребыли беспорочными. «В любви нелицемерной».

Вот что было причиною всех благ (им приобретенных); вот что сделало его таковым, и сохраняло в нем Духа, действием Которого все у него совершалось.

Гомилии на 2-е послание к Коринфянам.

Свт. Феофан Затворник

Ст. 3-4 Ни едино ни в чемже дающе претыкание, да служение безпорочно будет, но во всем представляюще себе якоже Божия слуги, в терпении мнозе, в скорбех, в бедах, в теснотах

Мы свое дело, говорит, делаем как должно, со всем усердием. Чтоб способствовать вам к преспеянию в благодатной жизни, мы с своей стороны все употребляем: не словом только убеждаем вас, но и так себя держим, чтоб не только не послужить кому в претыкание, а напротив, всем представить в себе образец, как следует жить слугам Божиим. Смотря на нас, никто не может основательно подумать, что мы не слуги Божии, и, следовательно, заподозрить слово наше в неистине. Питая же убеждение в неложности слова нашего и принимая его как совершенно истинное, вы в этом имеете побуждение к верному исполнению его; а как его исполнять, этому научит вас наша жизнь. Святой Златоуст говорит: «Поелику Апостол имеет обыкновение самого себя выставлять на среду, чтобы с него брали пример, то он делает сие и здесь, говоря: ни едино ни в чемже дающе претыкание, да служение наше безпорочно будет. Он заимствует убеждение не от времени только, как сделал выше, но и от примера тех, которые подвизались как должно. И смотри, как скромно сие делает. Не сказал: смотрите на нас, а мы таковы-то; но, как бы защищаясь против обвинения, исчисляет свои подвиги и добродетели. Он полагает два отличительных признака беспорочной жизни: первый – ни едино ни в чемже дающе претыкание; не сказал: обвинение, но, что гораздо маловажнее, претыкание, то есть никому не подавая и повода к клевете и укоризнам против нас,– да служение наше безпорочно будет, чтобы кто не стал порицать сего служения; и не сказал опять: чтобы кто не стал порицать или обвинять, но чтобы оно и случайного повода не подавало к тому, чтобы кто-нибудь мог порицать оное в чем-нибудь.

Второй признак: но во всем представляюще себе яко Божия слуги, что гораздо выше предыдущего. Поелику не одно и то же быть свободну от обвинения и устроить себя так, чтобы из всего видно было, что мы Божии слуги. Равно, иное дело избежать порицания, и другое – быть похваляему. Не сказал: показывая себя (φαινομενοι – являясь по видимости), но представляюще себе (συνιςωντες), то есть на деле и от сердца представляя себя, или состоя такими. Далее говорит и о том, каким образом они сделались таковыми. Каким же?

В терпении мнозе, в скорбех, в бедах, в теснотах. Терпение он положил основанием благ, почему и не просто сказал: в терпении, но в терпении мнозе, дабы показать меру и пространство оного: ибо претерпеть одну какую-либо беду или две, еще не великое дело; потому и перечисляет множество скорбей и искушений, говоря: в скорбех, в бедах».

В скорбех, не в таких случаях, которые тяготят только внешно, но в таких, которые сердце поражают и уязвляют, и суть истинно болезненные прискорбности. В бедах, αναγκαις, в нуждах и крайностях, от которых скорбное еще более чувствуется скорбным. «Крайность напрягает скорбь, представляя зло, гнетущее человека, неизбежным» (Феофилакт). «Ибо скорбь обыкновенно усиливается, когда нельзя уклониться от несчастий, и как бы неизбежная какая необходимость требует злостраданий» (святой Златоуст).– В теснотах. Теснота – последняя степень крайности; зло охватило и гнетет, подобно зверю, схватившему добычу. Разумеет «тесноту от голода и необходимых потребностей, или просто тесноту искушений вообще» (святой Златоуст), «такое скорбное положение, из которого не представлялось удобного выхода» (Экумений).

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение

Никакого ни в чем никому не делайте препятствия, дабы не было хулимо служение наше, то есть наша проповедь Евангелия.

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение

Чего не принесли апостолы Христовы в жертву верному служению Богу и спасению человеческому! Святой апостол еще не все, конечно, высказал, что с ним было, но как много и того, что сказано. Стараясь верно и усердно служить Господу, апостолы в то же время заботились всеми мерами и о том, чтобы никому ни в чем не полагать претыкания, да служение совершенно безпорочно будет.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Феофилакт Болгарский

Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение

Молим, сказал, и споспешествуем. Каким образом? Беспорочной жизнью. Самым же ходом повествования советует им обратить внимание на него. Ибо, говорит, я так устрояю жизнь свою, что никому не подаю повода - не говорю к обвинению, но и к обыкновенному упреку, а еще более к соблазну, чтобы не было порицаемо служение наше. Опять, не сказал: чтобы не подпасть обвинению, но чтобы дело мое и служение мое не получило и случайного порицания. Некоторые же объясняют это так: чтобы порицание не перешло на проповедь, ибо ее называет служением своим. Когда я живу худо, то подвергается презрению и порицанию проповедь. Незаметно и им намекает, что когда они живут худо, то хула обращается на Христа и на веру.

Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст

Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение

Апостол Павел говорит как о наступившем о том времени, когда могут грешники приблизиться к отпущению [грехов]. Как о наступившем говорит он о том времени, когда от смертельных болезней лекарство может быть принято. И в этой связи выражает уверенность в исцелении больных, и остается только им приложить свою добрую волю и не пренебречь лекарством ради достижения целительного действия. Следовательно, верой и бдением своими Павел отсекает все, что могло бы послужить падению неосмотрительного, дабы через их косность не образовалось основания для падения его учеников. И через то, что в простоте и со всем усердием проповедуют целительное слово, они себя обозначают как свободных. И оттого апостол добавляет ниже: чтобы не было порицаемо служение. Ведь порицалось бы служение самих апостолов, когда бы своими делами они не дали образцов того, чему на словах учили.

На Послания к Коринфянам.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение

Начиная с этих слов и до конца ныне слышанного вами чтения из Апостола (ст. 3-10) св. Павел раскрывает, как он и его сотрудники споспешествуют (ст. 1) спасению Коринфян, исполняя свое служение пред Богом (ст. 4), и в своих делах показывает Коринфянам пример того, как и они должны поступать, заботясь о своем спасении и о спасении своих ближних; потому что все верующие в Иисуса Христа должны служить Богу всеми силами, во славу имени Его, и также должны все заботиться о спасении ближних, как пишет святой Павел в послании к Римлянам: кийждо вас ближнему да угождает во благое к созиданию (Рим. 15:2). И в другом послании говорит: утешайте друг друга, и созидайте кийждо ближняго, якоже и творите (1 Сол. 5:11). Увещевайте друг друга, и назидайте один другого, как вы и делаете. Апостол говорит как бы так: заботясь о вашем спасении, мы, ведем себя так, что никому ни в чем не подаем соблазна или повода к уклонению от Христа Спасителя или к нарушению какой-либо заповеди Его; мы делаем так, чтобы нам соответствовать своему призванию, и чтобы наше служение не подвергалось нареканию, но служило ко спасению ближних, и чтобы вы подражали нам (1 Кор. 11:1; 10:32,33).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Ст. 3-5 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах

Все, что здесь перечисляет Апостол, представляет собою только разновидности одной добродетели - терпения. Первый вид терпения - перенесение бедствий, т. е. внешних преследований, второй - перенесение нужд, т. е. тягостей, которые сопровождают или являются результатом преследований. На третьем месте стоят тягостные обстоятельства, которые удручают, главным образом, душу преследуемого. Затем он упоминает об ударах, какие получал (Деян. 16:23 и сл.), о заточении своем в темницу, о необходимости часто переселяться из одного места в другое - изгнания (по другому переводу: народные волнения). Наконец терпение свое Апостол показал в своих усиленных трудах на благо Церкви (1 Кор. 3:8), в бдении по ночам, когда это было нужно (Деян. 20:31) и в постах (Деян. 14:23; 13:2 и сл.).

Толковая Библия.

См. также Толкование на 2 Кор. 6:1