Толкования на 2 Кор. 10:5

Свт. Иоанн Златоуст

и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу

См. Толкование на 2 Кор. 10:4

Свт. Василий Великий

и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу

Тот, кто старательнее вник в каждое сказанное слово, может точнее узнать замысел божественного Писания: что оно не дозволяет, чтобы душа каждого из нас сбивалась из-за ложных мнений на поползновение ко греху, полагая, что одни грехи наказываются, а другие оставляются без наказания. Но что говорит [Павел]? Ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, так что всякий грех, по причине презрения Божия повеления, называется превозношением, восстающим против познания Божия.

Стало быть, нас обманула эта злейшая привычка, стало быть, причиною великих бед служит для нас это превратное человеческое предание, которое от одних грехов отвращается, а другие равнодушно допускает. На одни, как, например, на убийство, прелюбодеяние и тому подобное, делает вид, что сильно негодует, а иные, как, например, гнев, злословие, пьянство, любостяжание и тому подобное, не считает достойными даже простого порицания… А где всякое превозношение, восстающее против познания Божия, низлагается, всякое помышление пленяется в послушание Христу и всякое преслушание равно наказывается, там ничто не оставляется неочищенным.

О суде Божием.

Свят. Феофан Затворник

И всяко возношение взимающееся на разум Божий, и пленяюще всяк разум в послушание Христово

И всяко возношение взимающееся на разум Божий – тоже низлагающе. «Продолжает иносказание, чтобы придать большую силу речи. И твердыни, и башни, и что-либо другое, говорит, все уступает нашему оружию» (святой Златоуст). В разорении твердыни неверия и греха низложение помышлений есть одна половина дела, другую составляет низложение всякого возношения, взимающегося на разум Божий. Первым означается низложение всего, на чем неверие и грех думают основаться, а вторым – низложение всего, чем неверие и грех дерзают восставать на разум Божий. Разум Божий есть истина Божия, Апостолами проповеданная, о спасении в Господе Иисусе благодатию Святого Духа. Против этого с самого начала враг истины влагал неверам в ум и грехолюбцам в сердце много возражений, которые для иных казались нерешимыми. Это и были, и суть возношения на разум Божий. Мы их низлагаем, говорит Апостол, данными нам оружиями. Как? – Чрез утверждение слова последствующими знаменьми (Мк. 16:20). Благодатного действия Евангелия достаточно для тех, у которых не совсем заглушены стихии духовной естественной жизни. Но и их могли сбивать с пути неверы, водящиеся одними низко движущимися рассудочными наведениями. В помощь первым и для поражения последних благоволил Господь в дело проповеди привводить знамения. Пред ними все возражения падали сами собою. Веровавшие окончательно утверждались ими в вере, не веровавшие были поражаемы, и часть из них тоже веровала, другая же, остававшаяся в упорном неверии, смолкала. Так низлагалось и доселе низлагается всякое возношение на разум Божий.

И пленяюще всяк разум в послушание Христово. Твердыня неверия и нечестия, греха и страстей разорена чрез низложение помышлений и всякого возношения на разум Божий. Что же далее? – Бывший там в плену дух, благодатию Божиею оживленный, восстает и, яко новый потаенный сердца человек, исходит на свободу, исходит, но не иначе как чрез самоохотное и радостное себя предание в плен послушания Христова. Сознание и свобода вяжут сами себя велениями Христа Спасителя и Ему отдают себя в рабы с готовностию всем для Него жертвовать, даже самою жизнию. Это и есть пленение разума в послушание Христова. Разум, νοημα, самодеятельное сознание. Оно отдает себя в послушание Христу в уверенности, что чрез это одно сохраняется и жизнь, и свобода истинные. Так происходит внутри разорение, но для созидания; пленение, но для свободы. Это пленение есть переход «из рабства в свободу, от смерти к жизни, от погибели ко спасению. Ибо мы, говорит, пришли не для того только, чтобы низложить противников, но чтобы привести их к истине» (святой Златоуст). «Их, как некиих пленников, уводя с поля сражения, представляем Царю всяческих, и доводим до того, что они следуют охотно Его законам» (Феодорит).

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу

См. Толкование на 2 Кор. 10:4

Прп. Макарий Великий

и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу

«Ниспровергаем помыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия». Видишь, что он [сатана] силен восставать и против познавших Бога в благодати и силе; вот до какой степени зло возносится и борется, чтобы ниспровергнуть человека. Поэтому необходимо подвизаться и сохранять свое сердце со всяким хранением ума и всегда, как написано, «со страхом и трепетом совершать свое спасение» (Флп. 2, 12); особенно же это относится к вам, которые стали причастниками Христовыми, чтобы ни в чем, ни в великом, ни в малом, не иметь недостатка и не оскорбить благодать Духа, чтобы тем самым не лишиться жизни, которой вы уже стали причастниками.

Собрание рукописей типа I. Слово 54.


<…> ум, который непрестанно вникает в самого себя и взыскует Господа, может приобрести душу свою, хотя бы она была в погибели страстей, если только всегда отдает себя в плен побуждению и ревности стремиться ко Господу, и к Нему единому прилепляется, по сказанному: «пленяюще всяк разум в послушание Христово».

Собрание рукописей типа II. Слово 9.

Прп. Максим Исповедник

и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу

Впрочем, у усердных [в добродетели] и страсти становятся прекрасными, когда те, мудро отстранив их от телесных [вещей], направляют их на стяжание небесных [благ]. Например, когда они желание делают стремительным движением духовного влечения к божественному, наслаждение - благодатной радостью деятельного восхищения ума божественными дарами, страх - предохранительным попечением против будущего наказания за грехи, печаль- исправительным покаянием в настоящем зле. Короче говоря, подобно мудрым врачам, которые телом ядовитого зверька ехидны уничтожают настоящее или угрожающее заражание, [усердные в добродетели] пользуются этими страстями для уничтожения настоящего или ожидаемого зла и для приобретения и сохранения добродетели и ведения, Итак, эти страсти, как я сказал, становятся прекрасными через употребление их теми, кто пленяет всякое помышление в послушание Христу.

Вопросоответы к Фалассию.

Блж. Феофилакт Болгарский

и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу

И всякое превозношение, восстающее против познания Божия

Продолжает иносказание, чтобы уяснить желаемое. Хотя бы, говорит, противостояло разуму Божию, то есть Евангелию, превозношение, то есть башня или крепость, и это разрушаем.

И пленяем всякое помышление в послушание Христу

Слово пленение имеет двоякое значение: оно означает и потерю свободы, и совершенное пленение, после которого нельзя уже сопротивляться. Павел употребил теперь слово пленяем во втором значении. Не только, говорит, одолеваем и побеждаем всякое человеческое умствование, но и пленяем, что означает совершеннейшую победу. Далее, так как слово пленение тяжело, то говорит: в послушание Христу. То есть мы приводим в рабство Христа, которое дороже всякой свободы, - покоряем Христу, от погибели к спасению, от смерти к жизни. Вспомни о тех, которые сожгли волшебные книги свои в Ефесе, и ты поймешь, как пленял Павел.

Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст

и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу

Павел пленяет помышление, побеждая его, когда оно противоречит ему своими доводами; и к вере Христовой, против которой оно восставало, теперь смиренным и кротким приводит.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу

Противники Апостола Павла - иудействующие восставали и против познания Божия, т. е. мешали Апостолу распространять истинное познание о Боге как возлюбившем весь мир и призывающем ко спасению и язычников, не обязывая их к соблюдению закона Моисеева. Апостол опровергает иудейское самопревозношение, которое заставляло иудействующих настаивать на том, что никто не может спастись, не исполняя закона Моисеева. Всякое помышление, т. е. всякого мыслящего человека Апостол приводит как пленника, но как пленника добровольного, ко Христу или иначе сказать, к вере во Христа (Рим. 1:5; 15:18).

См. также Толкование на 2 Кор. 10:1