Толкования на 2 Кор. 12:3

Свт. Иоанн Златоуст

И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает)

См. Толкование на 2 Кор. 12:2

Свт. Григорий Палама

И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает)

См. Толкование на 1 Кор. 13:12

Свт. Феофан Затворник

И вем такова человека; аще в теле, или кроме тела, не вем: Бог весть

Подтверждает, что был действительно восхищен, и ясно это сознавал, и знает, что это была действительность, а не мечтание какое призрачное. Не может только сказать того, в теле ли он был восхищен или кроме тела. Это, говорит, один Бог знает. Видно, для нас знание сего не нужно; верно, оно к существу дела не относится. Нечего и пытать. Он говорит как бы: изумительно это видение не по предмету только своему, но и по самому способу видения. «О предивном и вышеестественном возвещая деле, с настойчивостию подтверждает, что не знает способа, как оно совершилось» (Экумений).

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает)

См. Толкование на 2 Кор. 12:2

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 3-4 И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать

С третьего неба, говорит, снова восхищен был - в рай: восхищен был для того, чтобы и в этом отношении не быть ниже прочих апостолов, живших вместе со Христом. Употребляет выражение: в рай, потому что имя этого места было общеизвестно, и Сам Господь обещал его разбойнику. Он слышал неизреченные слова, которые мудрствующим по человечески и не имеющим ничего духовного нельзя пересказать. Отсюда ясно, что так называемое «Откровение Павла» есть сочинение подложное. Ибо как же иначе, если упомянутые слова были неизреченными? Итак, по смыслу буквальному, третье небо и рай - места различные; в смысле же переносном эти слова, может быть, имеют одно значение, а может быть и не одно. Хотя по поводу переносного смысла можно сказать многое, но мы выскажем только немного, - то, что более удобно для понимания. Первое небо есть граница и предел нравственности (της ηθικής), когда кто-либо правильно образовал свои нравы. Затем, философия (ή φυσικ«, naturalis philosophia) составляет второе небо, когда кто-либо, насколько возможно, приобретет познание о природе вещей. Наконец, третье небо есть знание богословское (θεολογικ»), когда кто-либо, насколько доступно, приобретет через созерцание способность к восприятию Божественного и превышающего человеческое разумение. Итак, во всяком случае, Павел был восхищен в места, близкие к Троице, то есть превыше всего сущего, и будучи при этом не в теле, потому что ум его все еще был косен. Ибо по отношению к вещам Божественным является косным всякий ум в то время, когда человек бывает восхищен и объят от Бога, так что через Него возбуждается и действует. А так как и в областях есть степени, то он проникает еще в рай, проникнув в сокровеннейшие тайны Божества. Поскольку же они недоступны для познания и неизреченны, то их никогда не поймет никто, если только не станет выше человеческой немощи.

Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст

И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает)

См. Толкование на 2 Кор. 12:2

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает)

Восхищен был в рай. Прежде сказал: восхищен был до третьего неба, а теперь говорит: восхищен был в рай. Первое выражение не показывало определенно, куда восхищен был Павел; а второе прямо говорит, что он восхищен был в рай, т.е. в страну блаженных духов, или в блаженные обители небесные. Иисус Христос покаявшемуся на кресте разбойнику сказал: днесь со Мною будеши в раи (Лк. 23:43). Пребывание Павла в раю показывает, что он не только созерцал небесные предметы, но и наслаждался блаженством святых небожителей.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Ст. 3-4 И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать

Повторив, что он не знает о своем состоянии, в каком он находился во время этого восхищения или перенесения на третье небо, Ап. все-таки с уверенностью говорит, что он, достигнув третьего неба, очутился в раю, т. е. в месте непосредственного присутствия Бога. В таком смысле слово «рай» (o paradeisoV) употребляется иногда и в Ветхом Завете (Иез. 28:13; 31:8 и сл.) и в Новом (Апок. 2:7), а также очень часто в талмудической литературе. - Неизреченные слова - правильнее: «которых нельзя сказать человеку или человеческим языком». Апостол, очевидно, имеет здесь на виду те хвалы, какие в раю возносятся Богу устами ангелов и святых. Такой хвалы не может произнести своими устами смертный (пересказать -выражение не совсем точное).

Толковая Библия.

Cм. также Толкование на 2 Кор. 12:1