Толкования на 2 Кор. 12:5

Свт. Иоанн Златоуст

Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими

См. Толкование на 2 Кор. 12:2

Свт. Феофан Затворник

О таковем похвалюся; о себе же не похвалюся, токмо о немощех моих

Святой Златоуст говорит: «Не то выражает, чтобы восхищенный был другой кто, но дает такой оборот речи, чтобы и сказать, что прилично и что можно, и вместе избежать необходимости говорить открыто о себе. Иначе, какая была бы сообразность, рассуждая о самом себе, вводить другое лицо? – Для чего же так выразился? Для того, что не одно и то же значит сказать: я был восхищен, и: знаю человека, который был восхищен; или: о себе похвалюся, и: о таковом похвалюся. А если кто скажет, как возможно быть восхищену без тела? то и я спрошу: как возможно восхищену быть с телом? Ибо последнее труднее первого, если рассуждать по разуму, а не покориться вере. А для чего восхищен Павел? – Для того, как думаю, чтобы его не почитали меньшим других Апостолов. Те были вместе со Христом, а он не был; посему Господь, в показание славы его, и его восхитил в рай. Ибо слово: рай многозначительно и всем известно. Таким образом, явно, что слова: о таковем похвалюся, Апостол сказал о себе самом. А если присовокупил: о себе же не похвалюся, то сие значит только, или что без нужды, напрасно и легкомысленно не сказал бы ничего подобного,– или что он хотел, сколько можно, закрыть сказанное». То же говорят и другие наши толковники. Так Экумений пишет: «Смотри, какая непритязательность! Как бы о другом ком сказывает это. О таковем, говорит, похвалюся. Это делает он, желая оставить себя в тени. О себе же не похвалюся, токмо о немощех моих, то есть о скорбях, лишениях и гонениях».

Может быть, и потому так сказал он, чтоб все в сем видении отнести к Богу. Богу да воздастся слава! Тут я не был действующим. Все совершившееся Богом совершено. Ему и слава! Ко мне это прикасается только потому, что во мне происходило; но как без моего ведома и без напряжения моих сил, то я и говорю об этом, как о чем-то не своем. Хвалюсь, яко славным, не присвояя, однако ж, себе ничего. Мои только немощи, унижения, оскорбления, презрения, побои. И это все перенесть Бог помогает, но есть часть и моя; в том же видении ничего моего нет. Все Божие.

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 5-7 Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился

О таковом роде предметов, говорит, похвалюсь, о себе же не похвалюсь, разве безсилием: ибо лжеапостолы украшались не тем, что составляло их собственность; Апостол же сообщает под именем других о своем собственном. Ибо если захочу хвалиться другими откровениями, то отнюдь не окажусь лжецом, ибо истину скажу, но воздерживаюсь (опасаясь), чтобы, подобно тем, кои приняли меня за Бога и хотели принести в жертву (Деян. 14:11 сл. и 28:6), также и другие не думали обо мне как бы о Боге, ради откровений, сверх того, что видит кто во мне, или что слышит от меня. Но да не превозношусь по причине величия (превосходством) откровений, о коих я не сообщил вам, дано мне жало плоти - ангел сатаны, да удручает меня, да не превозношуся. Жало же это было: или его немощь, как говорят некоторые, или Александр медник (2 Тим. 4:14), как говорят другие.

Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам.

Блж. Феофилакт Болгарский

Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими

Таким человеком могу хвалиться

Заметь его смирение: он рассказывает это как бы о ком-то другом, ибо говорит: таким человеком могу хвалиться. Но если другой был восхищен, то почему ты хвалишься? Итак, очевидно, что он говорит это о себе.

Собою же не похвалюсь

Говорит это или для того, чтобы показать, что без необходимости не стал бы рассказывать, или же для того, как можно полагать, чтобы сделать речь прикровенной.

Разве только немощами моими

То есть бедствиями, гонениями.

Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими

Таким человеком могу хвалиться. Такой человек, которым Апостол мог хвалиться, есть сам Павел; но Павел, облагодатствованный чрезвычайным Божеским благоволением, как избранник Божий, как Апостол, или посланник, долженствовавший пронести Евангелие Христово в отдаленные страны вселенной, ко многим языческим народам. Таким человеком, или такими чрезвычайными дарами Божиими, говорит Апостол, могу хвалиться, за все благодаря и прославляя Бога, так как сии дары принадлежат единому Богу. Павел говорит о себе, как бы не о себе, отделяя в своем лице Апостола или чрезвычайного посланника Божия от человека, сознающего себя, вне сего призвания, со всеми своими естественными немощами. Как прежде говорил он о своих подвигах, чтобы показать свое апостольское достоинство; так и теперь, со всею скромностью, изобразил чрезвычайное видение или свое восхищение в рай для той же цели, т.е. чтобы Коринфяне дорожили учением его, как учением истинного Апостола, которого Бог прославлял такими чрезвычайными знамениями. Это делает он для прославления имени Божия и для спасения верующих в Иисуса Христа.

Собою же не похвалюся, разве немощами моими. Говоря о своих преимуществах, доказывающих Апостольское его звание, которое хотели отвергать противники его, св. Павел не перестает обращаться к сознанию своих человеческих немощей: он хочет, чтобы Коринфяне уважали в нем истинного Апостола, или посланника Божия, который возвещал им истинное Божественное учение, и чтобы чрез Него поучались и прославлять Бога за все Его благодеяния; но не хочет думать о своих личных достоинствах и не хочет, чтобы другие приписывали его преимущества ему самому, а не Богу. Потому, сказав о великом преимуществе, свидетельствующем об апостольском его призвании, он говорит: а тем, что я имею, сам по себе, не похвалюсь, разве только немощами моими, – разве только тем, что я так много терплю скорбей, болезней, гонений, бедствий, опасностей.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими

Таким человеком, т. е. самим собою, поскольку он удостоен прославления от Бога, он, Апостол, хочет или может похвалиться. Но в себе самом, как именно известной личности, он видит только одни немощи. В самом деле, в тех видениях и откровениях, какими он был прославлен, он не участвовал своими силами: как и пророки, он в это время был только воспринимателем откровения.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 2 Кор. 12:1