Толкования на 2 Кор. 12:7

Свт. Иоанн Златоуст

И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился

Знаю, что некоторые считают это немощью телесной; но это не так, не так, – а называет он ангелом сатаны людей, противодействовавших ему, потому что это сатана есть слово еврейское; сатана значит: противник. Таким образом орудия диавола и людей, служащих ему, Павел называет ангелами его. Почему же, скажут, прибавлено: плоти? Потому, что плоть подвергалась бичеваниям, но душа была легка, возбуждаясь надеждой будущих благ; козни врагов не касались души его и не сокрушали внутренних помыслов, но достигали только плоти, и эта война не могла проникнуть внутрь. Так как плоть была раздираема, бичуема, связываема – связать же душу невозможно было, – то он и говорит: «дано мне жало в плоть, ангел сатаны», намекая на искушения, скорби, гонения.

Похвала святому Евстафию.

См. также Толкование на 2 Кор. 12:2

Свт. Феофан Затворник

И за премногая откровения, да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся

И за премногая откровения, τη υπερβολη των αποκαλυψεων,– преизбытком откровений да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти, σκολοψ τη σαρκι, рожон в плоть, или для плоти, плоть поражающий и бодущий,– да ми пакости деет ινα με κολαφιζη, чтоб по щекам бил меня, давал мне пощечины, унижая и посрамляя меня.

Обыкновенно думалось, что пакостник плоти, ангел сатанин, есть нечто смущавшее и беспокоившее святого Павла со стороны плоти и находившееся в самой плоти. Новые толковники признали, что святой Павел говорит здесь о движениях похоти плотской. Но похоть плотская что за особенность? Ее испытывают все, и не только безбрачные, но и брачные. А святой Павел образом выражения своего дает мысль, что ему дано нечто особенное, что не всем обще. К тому же данный ему пакостник, κολαφιζει, бьет по щекам, немилостиво, жестоко действует, а похоть плотская есть самый льстивый и вкрадчивый враг. Потому эту мысль принять нельзя. Наши толковники полагают, что святой Павел говорит здесь, так же как, и прежде, о внешних бедствиях и о неприязненности со стороны врагов Евангелия, кои суть орудия сатаны. Так святой Златоуст говорит: «Что значат эти слова Апостола, определится само собою, когда откроем, кто пакостник и кто ангел сатанин. Некоторые говорили, что сие означало какую-то головную боль, производимую диаволом. Но сие невозможно. Ибо тело Павлово не могло быть отдано в руки диавола, потому что сам диавол уступал Павлу, по одному его повелению. Павел назначал ему законы и пределы, когда, например, предавал ему блудника во измождение плоти, и диавол не смел преступать оных. Итак, что же значит сказанное? Сатана на еврейском языке значит противник. И Святое Писание в третьей книге Царств (3 Цар. 5:4) называет сим именем противников. Повествуя о Соломоне, говорит: не было сатаны во дни его, то есть соперника, который бы воевал с ним или беспокоил его. Посему слова Апостола имеют такой смысл: Бог не благоволил, чтобы проповедь наша распространялась беспрепятственно, желая смирить наше высокое о себе мнение, но попустил противникам нападать на нас. Ибо сего достаточно было к низложению гордых помыслов а головная болезнь не могла сего произвесть. Таким образом, под ангелом сатаниным разумеет он Александра ковача, сообщников Именея и Филита, и всех противников слова, которые вступали с ним в состязания и противоборствовали ему, ввергали его в темницу, били и влачили. Ибо они делали дела сатанинские. Так Священное Писание и иудеев называет сынами диавола, потому что они ревновали делам его, так и ангелом сатаны называет всякого соперника. Посему слова: дадеся ми пакостник плоти, да ми пакости деет означают не то, что Бог Сам вооружал противников, или наказывал и обуздывал чрез них Апостола,– да не будет сего! – а только, что он дозволял и попускал им на время». Феофилакт решает притом вопрос: почему говорится: ангел сатанин, когда восстававших было много? – «Почему Апостол не сказал: ангелы сатаны, а – ангел? – Потому что в каждом месте обычнее один какой-либо восставал против Павла супостат и поднимал против него народ, по его началу восставали и прочие. Или, что и гораздо лучше, Апостол назвал ангелом сатаны самое это дело, то есть сопротивление проповеди и причинение бед проповедникам. («Ангелом сатаны назвал обиды, поругания, народные восстания». Феодорит). А слова: да не превозношуся некоторые поняли в смысле: да не славим буду от людей. Но не это говорит здесь Павел, хотя выше и сказал так, но то именно, да не востщеславлюсь, говорит, ибо и он был человек». Так Феодорит, Экумений, святой Дамаскин и Амвросиаст, так и Фотий у Экумения.

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Свт. Иннокентий (Борисов)

И за премногая откровения, да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся

Некоторые, вслед за святителем Иоанном Златоустом, считали, что здесь говорится о противниках, с которыми надлежало бороться Павлу, каким был, например, Александр медник, на которого он жаловался во Втором послании к Тимофею (2Тим. 4, 14). В самом деле, ангелом зла или посланником сатаны, по употреблению этих слов в Ветхом Завете, мог быть назван какой-нибудь упорный противник истины, поощряемый сатаною. Но выражение: «жало в плоть» показывает, что источник страданий Апостола скрывался в его теле, в каком-либо недуге телесном, который мучил Апостола особенно тем, что препятствовал его ревности в деле проповеди. С этим мнением согласуется и древнейшее предание. Еще Тертулиан разумел под жалом плоти болезнь ушей, а блаженный Иероним – вообще болезнь головы. Посланницею сатаны названа эта болезнь не потому, что она якобы была непосредственным произведением духа злобы, ибо, говоря словами святителя Иоанна Златоуста, мог ли диавол иметь власть над телом Павла, когда сам подлежал его власти, как раб? Но болезнь эта могла быть так названа или по своей лютости, или по ее действиям, которые шли во вред христианству и, следовательно, в пользу царства тьмы.

Жизнь святого апостола Павла.

Прп. Ефрем Сирин

И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился

См. Толкование на 2 Кор. 12:5

Прп. Макарий Великий

И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился

Второй вид богооставленности случается ради предотвращения гордыни, как это произошло с (Апостолом) Павлом. Ведь он говорит: «Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился». (С Апостолом) это произошло, дабы отдохновение, благополучие и честь, достигнутые им благодаря чудесам, не преисполнили бы тщеславия и не ввергли бы его в диавольскую спесь.

Собрание рукописей типа II. Беседа 54.

Прп. Нил Синайский

И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился

Что такое этот «пакостник», данный плоти Апостола, чтобы он не превозносился своим величием и множеством откровений (2 Кор. 12:7)? Ежедневные скорби, какие причиняли ему ненавидевшие его самые лукавые люди, называются пакостником. Ибо неблагоприятные обстоятельства, заушения и многие нужды, как жало какое, уязвляя блаженного мужа, не дозволяли ему превозноситься.

Письма на разные темы. Диакону Луке.


Ведение легко надмевает человека. Потому и Апостол говорит: «да не превозношуся», как превознеслись некоторые, «дадеся ми пакостник», который предостерегает меня, «да не превозношуся» (2 Кор. 12:7).

Письма на разные темы. Диакону Таписку.

Блж. Августин

И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился

Получается, что диавол хорош, потому что полезен? Напротив, он - зло настолько, насколько он диавол, но благ и всемогущ Бог, Который способен зло диавола обратить во множество справедливости и добра. Ведь диавол полагается лишь на свою волю, которой он и пытается творить зло, но он лишен провидения Божия, которое обращает его замыслы в добро.

О Книге Бытия против манихеев.

Блж. Феодорит Кирский

И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился

Ангелом сатаны апостол назвал оскорбления, бесчинства, народные восстания.

Толкования на послания апостола Павла (2 Кор. 12:7).

Блж. Феофилакт Болгарский

И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился

Под ангелом сатаны и жалом (σκόλοψ - кол, стрела) некоторые разумеют головную боль, причиняемую диаволом. Но это неверно, ибо тело Павла не было предано диаволу, напротив, сам Павел скорее повелевал диаволу и назначал ему границы, когда предал ему блудника во измождение плоти (1 Кор. 5:5), и он не преступил положенных ему границ. Что такое сатана? Противник, по значению еврейского слова. Итак, ангелы сатаны суть все противники - Александр кузнец, Именей, Филет и все, угнетавшие Павла и причинявшие ему зло, как совершавшие дело сатаны. Посему смысл его слов таков: Бог не допустил моей проповеди преуспевать без опасностей и трудов, чтобы я не возгордился тем, что удостоился многих откровений. Почему же он говорит, что ему дан был ангел сатаны, а не ангелы? Потому, вероятно, что во всяком месте находился один противящийся и возмущавший народ, а остальные следовали за ним, как за предводителем. Или же, что еще вероятнее, самую вещь или противление проповеди и несение опасностей он назвал ангелом сатаны. Кем же он дан был? Бог попустил ему, говорит он, ибо такой смысл имеет слово дан, не для того, чтобы он однажды причинил мне пакость, а причинял бы постоянно. Что же касается слов чтобы я не превозносился, то некоторые понимают их так: чтобы меня не прославили люди. Но хотя Павел и сказал в другом месте нечто подобное, здесь он говорит другое, а именно: чтобы я не возгордился; ибо и он был человек.

Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Тертуллиан

И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился

Право искушать человека отдано диаволу… выступает ли Бог или диавол автором плана, или с целью осуждения грешника, который отдается диаволу словно мучителю. Так было с Саулом: А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа (1 Цар. 16:14). Но такое может произойти и как сдерживание человека: святой Павел говорит нам, что ему дано жало в плоть, ангел сатаны, удручать его, однако даже такое истязание плоти не будет позволено диаволу в отношении святых, если их сила противостояния не будет совершенствоваться в немощи. Сам апостол предал сатане Фигелла и Ермогена (ср. 1 Кор. 5:2-5), чтобы, исправившись, они не богохульствовали. Теперь ты видишь, что сатана с легкостью принимает власть слуг Божиих; а вот по праву собственности он ею не обладает.

О бегстве во время гонений.

Севериан Габальский

И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился

Многие предполагают, что [Павел] имел головную боль, но в действительности он говорит о гонениях, поскольку от диавольского действия происходили искушения.

Фрагменты.

Амвросиаст

И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился

Павел свидетельствует о попечении Бога, но также и о том, что Он позволяет различным искушениям угнетать добрых, чтобы не лишать их плодов трудов своих, а также и затем, чтобы воистину преумножили через противостояние соблазнам вечное свое вознаграждение.

На Послания к Коринфянам.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился

Сказав об одном чрезвычайном откровении (ст. 2-6), о других многих Апостол упомянул только вообще (ст. 1). Но о многих бывших Павлу откровениях упоминается в книге Деяний Апостольских; а может быть, еще и более было таких, о которых совсем умолчано. Апостол, по чувству глубокого своего смирения, спешит с рассказом о чрезвычайном откровении соединить рассказ и о своей немощи, тот и другой обращая к славе Божией.

Как о чрезвычайном видении или откровении Павел старался высказаться таким образом, чтобы в раскрытии события видна была более слава Божия, нежели тот, кому было откровение; так и в изображении явления, питавшего в Павле чувство смирения и самоотвержения, он говорит в таких выражениях, что, раскрывая трудности внешнего своего положения, которые называет жалом в плоть, разумея под этим немощи, обиды, нужды, гонения, притеснения (ст. 10), умалчивает о виновниках этих бедствий, а упоминает только о сильном их действии на его тело, указывает на главного виновника всех зол, какие терпит он от своих противников, на ангела сатаны, который есть первая причина всех человеческих зол.

Чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений. Апостол показывает цель, для которой угодно было Богу допустить это: чтобы чрезвычайность бывших откровений не воспитала во мне духа гордости и превозношения; чтобы мне не забывать, что я такой же человек, как и другие; чтобы я всегда помнил, что все полученные мною от Бога, дары и преимущества, должны побуждать меня к прославлению единого Бога, подателя всех благих даров, а не к мечтанию о себе.

Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился. Под жалом, или иглою, или колючею остью, как можно перевести с греческого это слово (τϰόλεϕ), Апостол разумеет действие на Него самого всех тех скорбных и тяжелых обстоятельств, которые терпел он от врагов и противников. Все неприязненные ему действия направлялись к тому, чтобы унизить Павла, уронить апостольское его значение, остановить или ослабить успех апостольской его деятельности: поэтому Апостол все враждебные и неприязненные против Него действия называет ангелом сатаны, как совершаемые под влиянием духа сатаны, древнего врага рода человеческого. Допущено было это, говорит Апостол, для того, чтобы удручать или мучить меня, чтобы я чувствовал свою немощь и смирялся, не превозносился.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился

Откровения, полученные Павлом, были так необычайны, что могли заставить его возгордиться. И вот, для спасения его от гордости, Бог послал ему болезнь, которая часто напоминала ему о том, что он - слабый, немощной человек. Болезнь эту Апостол называет жалом в плоть, ангелом сатаны. Первое выражение (skoloy th sarki) означает собственно острую терновую колючку, которая проникла глубоко в самое мясо, а не зашла только чуть-чуть под кожу (ср. Иез. 28:24), и, след., служат обозначением очень болезненного состояния Апостола. Второе выражение (aggeloV satan) указывает на особого служителя сатаны, который был послан Апостолу, с соизволения Божия, как спутник постоянно его сопровождавший. Этот ангел сатаны должен был удручать Апостола - точнее: ударять его прямо в лицо кулаками (kolafizein) и тем мучить. Он постоянно находился при Апостоле, как показывает то обстоятельство, что Ап. просил Бога «удалить» его (ст. 8). По-видимому, это была болезнь, но что это была за болезнь - Ап. этого не объясняет, так как очевидно читателям послания она была известна. Несомненно, что это не было внутренним состоянием Апостола, а чем-то внешним, что Коринфяне могли наблюдать - иначе, Апостол не употребил бы такого выражения как «ударять кулаками в лицо». След. здесь нельзя видеть каких либо искушений плотского характера (мнение блаж. Иеронима) или преследования со стороны противников (мнение И. Злат.) или мучительных воспоминаний о прежней жизни (Мосгейм). Остается еще мнение (св. Амвросия), что здесь разумеются гонения и даже телесные повреждения, каким подвергался иногда Ап. Павел от преследователей своих. Но об этих гонениях Ап. уже сказал в 11-й главе, а здесь, очевидно, он хочет указать на что-то новое. Поэтому всего правильнее видеть здесь обозначение постоянно мучившей Апостола болезни. Что касается того, какая это болезнь, об этом существуют разные мнения. Одни говорят, что это была эпилепсия, другие видят здесь гнойное воспаление глаз, которое часто возобновлялось у Апостола, третьи смотрят на эту болезнь как на обострявшуюся по временам неврастению. Что касается первого мнения, то его нельзя принять потому, что припадки эпилепсии не оставляют после себя даже воспоминания у страдающих этою болезнью, а Павел говорит о своей болезни как о мучительной занозе, как о такой, удары которой он больно чувствовал. Болезнь глаз (на которую некоторые находят намек еще в IV гл. 15 ст. посл. к Гал), также нельзя здесь разуметь, потому что Ап. представляет болезнь свою как нечто сразу его поражающее (удары кулаком). Вероятнее всего, поэтому, предположение, что здесь разумел Апостол острые приступы неврастении, которая неожиданно делала его бессильным и безвольным и именно тогда, когда ему приходилось публично выступать как проповеднику Евангелия. Болезнь эта была послана Апостолу в известное определенное время (edoqh - аорист, указывающий на такой определенный момент в прошедшем) и по всей вероятности тогда, когда он стал удостаиваться чрезвычайных откровений от Бога. Ап. называет эту болезнь ангелом сатаны или в общем смысле, как нечто стоявшее ему преградою на его дороге (в таком смысле слово «сатана» Христос употребил об Ап. Петре см. Мф. 16:23) или же имея в виду деятельность диавола, который старается причинять телесные мучения людям (Мф. 12:22 и сл.; ср. Иов. 1:6 и сл. ).

Толковая Библия.

См. также Толкование на 2 Кор. 12:1