Толкования на 2 Кор. 12:9

Свт. Иоанн Златоуст

Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова

«Но [Господь] сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»» (ст. 9), то есть: «Довольно для тебя, что ты воскрешаешь мертвых, исцеляешь слепых, очищаешь прокаженных и творишь другие чудеса. Не домогайся жить в безопасности без страха и проповедовать без труда. Но ты скорбишь и печалишься? Не приписывай Моей немощи того, что многие коварствуют против тебя, бьют тебя, гонят и бичуют. Это-то самое и показывает Мою силу. Ибо сила Моя совершается в немощи, – то есть, когда вы, гонимые, одерживаете верх над гонителями, когда вы, преследуемые, побеждаете своих преследователей, когда вы, связываемые, обращаете в бегство связывающих. Итак, не желай излишнего». Замечаешь ли, как (апостол) представляет одну причину, а Бог другую? Тот говорит: «Чтобы я не превозносился, дано мне жало в плоть»; а Бог сказал, что попускает это для явления силы Своей. «Поэтому ты просишь не только излишнего, но даже помрачающего славу Моего могущества». Именно слова: «довольно для тебя» показывают, что не нужно уже ничего другого прибавлять, но что все сделано. Таким образом, и отсюда видно, что здесь говорится не о головной боли, – больные не проповедовали, да и не могли бы проповедовать, – но о том, что (апостолы) гонимые и преследуемые все превозмогли. Услышав такой ответ, (Павел) говорит: «потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами». Чтобы (коринфяне) не пали духом, видя, что лжеапостолы хвалятся совсем противным, а истинные (апостолы) терпят гонения, (Павел) показывает, что чрез гонения он делается еще славнее, что в этом особенно обнаруживается сила Божия, и что совершающееся с ним достойно того, чтобы хвалиться. Поэтому и говорит: «охотнее буду хвалиться». «Не от скорби сказал я исчисленное мною выше, или упоминаемое теперь, то есть, что «дано мне жало в плоть»; напротив, я этим украшаюсь, и привлекаю на себя еще большую силу (от Бога)». Потому и присовокупляет: «чтобы обитала во мне сила Христова». Здесь он дает разуметь и нечто другое, именно: в какой мере усиливались искушения, в такой мере умножалась и пребывала в нем благодать.

Гомилия 26 на 2-е послание к Коринфянам.


Итак, получим ли мы просимое или не получим, будем продолжать молиться и благодарить не только тогда, когда получаем, но и когда не получаем, потому что и не получить, когда это бывает по воле Божией, не менее полезно, чем получить. Ведь мы не знаем, что нам полезно, в той мере, в какой Он знает. Следовательно, получим или не получим, мы должны благодарить. И что ты удивляешься тому, что мы не знаем, что для нас полезно? И Павел, столь великий муж, удостоившийся стольких тайн, не знал, что он просил неполезное. Ведь, видя себя окруженным бедствиями и непрестанными искушениями, он молился об избавлении от них, и не однажды, не дважды, но многократно; трижды, говорит, молил я Господа. Трижды, то есть многократно, он молил и не получил. Посмотрим же, как он это перенес. Разве возроптал? Разве впал в уныние? Разве отчаялся? Нет, но что он говорит? Господь сказал: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». Бог не только не освободил его от постигших его бед, но и попустил ему оставаться в них. Да, но откуда известно, что он не роптал? Слушай, что сам Павел говорил, когда узнал, что так угодно Богу: Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами. Не только, говорит, не стремлюсь отныне освободиться от этих бед, но еще с превеликим удовольствием хвалюсь ими. Ты увидел, какая благоразумная душа? Видишь, какая любовь к Богу? …Итак, следует все предоставить Создателю нашего естества, принимать с веселием и великой радостью все, что Он считает нужным, и взирать не на видимость происходящего, а на то, что угодно Богу. Ведь Он, зная лучше нас, что полезно, Сам знает и то, как устроить наше спасение.

Гомилия 30 на Книгу Бытия.

Свт. Феофан Затворник

И рече ми: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается. Сладце убо похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова.

Довлеет ти благодать Моя; «то есть довольно для тебя, что ты воскрешаешь мертвых, исцеляешь слепых, очищаешь прокаженных и творишь другие чудеса. Не домогайся того, чтобы жить в безопасности, без страха, и проповедовать без труда. Но ты скорбишь и печалишься? Не приписывай Моей немощи того, что многие коварствуют против тебя, терзают тебя, гонят и бьют тебя бичами. Сие самое и показывает Мою силу. Сила бо Моя в немощи совершается, то есть когда вы, гонимые, одерживаете верх над гонителями, когда вы, преследуемые, побеждаете своих преследователей, когда вы, связываемые, обращаете в бегство связывающих. Итак, не желай излишнего. Заметь же, что Апостол представляет одну причину, а Бог другую. Он говорит: да не превозношуся, дадеся ми пакостник плоти; а Бог сказал, что попускает сие для явления силы Своей. Посему ты просишь не только излишнего, но даже помрачающего славу Моего могущества. Ибо слова: довлеет ти показывают, что не нужно уже ничего прибавлять, но что все сделано» (святой Златоуст). «Из вашей немощи сила Моя является во всей полноте и во всем совершенстве. Если бы для проповеди употреблены были какие-нибудь мудрецы и царственные особы, то покорение всех Евангелию мог бы иной приписать силе послуживших проповеди. Ныне же немощь служащих благовестию во всем свете показывает силу Божию; она одна является здесь действующею, и все, что ни совершается, к ней одной должно быть относимо» (Экумений).

«Услышав такой ответ, Павел говорит: сладце убо похвалюся паче в немощех моих. Чтобы коринфяне не упали в духе, видя, что Апостолы находятся в гонении, Павел показывает, что чрез гонения делается он славнее, что в сем особенно обнаруживается сила Божия и что совершающееся с ним достойно того, чтоб тем хвалиться. Посему и говорит: сладце убо похвалюся. Не от скорби сердца сказал я исчисленное мною выше, или уповаемое теперь, то есть что дадеся ми пакостник; напротив, я сим украшаюсь и еще большую силу привлекаю на себя от Бога. Почему и присовокупляет: да вселится в мя сила Христова. Сими словами дает разуметь и другое нечто, именно: в какой мере усиливались искушения, в такой мере умножалась и пребывала в нем благодать» (святой Златоуст).

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова

См. Толкование на 2 Кор. 12:8

Прп. Исидор Пелусиот

Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова

Сила Божия в немощи совершается, как сказал сосуд избран (Деян. 9:15), потому что люди некнижные преодолевают витий, и мытари благовествуют нестяжательность. Да и Сам Господь в неизреченном домостроительстве, употребив в дело не царское полновластие, но рабское уничижение, изменил наше ничтожество в небесное жительство.


Как сила в немощи совершалась, скажу об этом кратко. Поскольку Апостолы бичуемые побеждали бичующих, гонимые овладевали гонителями и, умирая, обращали к вере живых, то посему и сказал это Апостол. Нов был сей способ победы - овладевать через противоположное и ничем никогда не быть побеждаемым, но так устремляться на подвиги, как бы действительно имея в своей власти исход оных.

А чтобы яснее узнать тебе это, посмотри на сих ненавистных (иудеев, у которых Апостолы были как бы в сетях, но которые недоумевали и говорили: что сотворим человекома сима (Деян. 4:16)? Ибо подлинно удивительно и странно, и всего изумительнее было то, что имеют Апостолов в своих руках, содержат их в узах, бьют, а между тем находятся в затруднении и говорят голосом побежденных, и побежденных теми самыми, которые, казалось бы, были в их власти.

Ибо то, что придумывали к их бесславию, видели обращавшимся к славе их. Итак, подлинно сила Божия в немощи Апостолов более просиявала. Ибо не стойкостью в делах, не тем, что ополчались на брань, ковали оружие, собирали воинов, но тем, что добровольно уготовлялись злострадать, - этим одним воздвигали они повсюду победные памятники.

Письма. Книга I.

Блж. Августин

Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова

Апостол объяснил, что он назвал ангелом сатаны. Но чтобы кто не подумал, что эта немощь есть телесный недостаток, он выразился об этом яснее.

Толкования на послания апостола Павла (2 Кор 12:9).


Чем легче кто-либо побеждает, тем меньше сражается. А кто будет сражаться внутри себя, если изнутри не будет сопротивления? И почему из нас исходит сопротивление, если в нас нечего исправлять и исцелять? Итак, единственная причина для наших сражений - наша немощь; и наоборот, немощь - напоминание против гордости. На самом деле та сила, которой человек не гордится в этой жизни, хотя и может, совершается в немощи.

Против Юлиана.


Не всякий, кто дает пощаду, друг, и не всякий, кто наносит удар, враг… Лучше любить со строгостью, нежели обманывать с невинностью. Лучше забрать хлеб у голодного, если он пренебрегает праведностью, потому что уверен в пропитании своем, чем отломить хлеба голодному, чтобы этим совратить его на неправедность. Тот, кто удерживает безумца, как и тот, кто поднимает больного сонной болезнью, причиняет беспокойство и одному, и другому, но и того, и другого любит. Кто может нас любить больше, чем Бог? Однако Он не только мягкостью научает нас, но и для блага нашего нас устрашает. К приятным лекарствам, которыми Он нас утешает, Он часто добавляет наиболее горькое лекарство - муку: так, Он испытывает патриархов - даже столь благочестивых и набожных людей - голодом (см. Быт. 12:10; 26:1; 41:54; 42:1; 43:1), насылает на упрямый народ тяжкие наказания; не устраняет жало из тела апостола, хотя он трижды об этом молил, - чтобы совершенствовалась сила в немощи.

Послания 93.


Итак, в подобных мучениях, которые одинаково могут и принести нам пользу, и навредить, мы не знаем, как нам надлежит молиться, но поскольку они суровы, тяжелы, поскольку идут вразрез с ощущением нашей человеческой слабости, то, как свойственно вообще человеческой воле, мы молимся о том, чтобы они ушли от нас. Однако благоговение перед Господом Богом нашим обязывает нас не думать, что Он оставил нас без внимания, поскольку не устраняет страдания; напротив, благочестиво перенося зло, мы можем надеяться на большее добро. Вот так немощь обращается в совершенную силу. Действительно, некоторым людям, которым недостает терпения, Господь Бог, в гневе Своем, дает то, что они просят; в то же время апостолу Он, в Своей милости, отказывает в том, чего он просил.

Послания 130.

Блж. Феофилакт Болгарский

Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова

См. Толкование на 2 Кор. 12:8

Севериан Габальский

Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова

Ибо сила Моя укрепляется в гонениях и скорбях.

Фрагменты.

Амвросиаст

Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова

Павел произносит этот ответ себе, чтобы хватило ему благодати Божией, которою либо силы терпения умножались, либо срок притеснения сокращался; чтобы его преданность Богу, в немощи перед искушением не сломленная, подтвердилась. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Здесь он явно учит христианина прославлять то время, когда тот терпит унизительные и несправедливые притеснения. Ибо от Христа сила терпения приходит, и то, что раньше казалось отвратительным и несносным, впоследствии будет радостно воспринято.

На Послания к Коринфянам.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова

Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей. Молитва Павла не осталась неуслышанною, хотя он получил не то, о чем просил Господа, получил не освобождение от болезней, причиняемых ему противниками, но получил более, нежели сколько просил. По молитве Павел удостоился откровения, которое поставило его выше всех болезней, причиняемых трудными его обстоятельствами. Господь сказал Павлу: довольно для тебя благодати Моей. Как бы так говорил Господь: нет нужды, чтобы Я освободил тебя от тех скорбей и нужд, которые терпишь ты; ибо с тобою благодать Моя, она сильна укрепить тебя к перенесению всех скорбей и болезней, она поможет тебе благоуснешно достигать цели апостольского твоего служения, как бы велики ни были встречаемые тобою затруднения; Моя благодать дарует тебе победу над всеми твоими врагами и противниками.

Ибо сила моя совершается в немощи. Сила Моя или благодатная Моя помощь, укрепляющая тебя, более обнаруживается или совершеннее раскрывается и познается среди немощей и нужд, среди скорбей и болезней, среди гонений и страданий. Чем более ты будешь испытывать притеснений и бедствий, тем явственное и тем могущественное будет в тебе действовать Моя сила. Св. Павел говорил, что притеснения и скорби посылаются ему для того, чтобы он не превозносился (ст. 7); а Господь открыл ему, что сии тяжкие испытания посылаются ему и для того, чтобы среди его скорбей и страданий тем более раскрывалась действующая в нем, или чрез Него, сила Христова, покровительствующая его, помогающая ему, и являющая его победителем всех препятствий, встречаемых на поприще апостольского служения, чтобы таким образом более раскрывалось могущество благодати Христовой и более прославлялось имя Божие.

И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Божия. Вот плод молитвы Павловой к Господу: прежде Павел многократно молил Господа, чтобы избавил его от немощей, от притеснений, от гонений, от бедствий, а теперь он хвалится этими своими немощами; теперь за счастье для себя почитает переносить скорби и болезни, зная из откровения Господня, что сии немощи привлекают благодатную силу Господа; что среди притеснений и скорбей могущество благодати Божией явственное раскрывается пред многими, во славу имени Господня. После этого Апостол говорит: Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа; ибо когда я немощен, тогда силен, тогда в моей немощи является сила Христова (ст. 10). Вот теперь Апостол ясно раскрывает то, что прежде назвал он жалом в его плоти, от которого просил он у Господа освобождения, но которого назначение и пользу узнал из откровения Христова: это немощи, это скорби и болезни, испытываемые среди трудных обстоятельств; это обиды, нужды, гонения, притеснения за Христа.

Св. Златоуст, объясняя слова: дадеся ми пакостник плоти, ангел сатанин, да ми пакости деет, говорит: «Что значат слова Павла? Некоторые говорили, что здесь означается какая-то головная боль, производимая диаволом. Но это невозможно; ибо тело Павлово не могло быть отдано в руки диавола, который сам уступал Павлу власть над телом, по одному его повелению. Павел назначал ему законы и пределы, когда, например, предавал ему блудника в измождение плоти (1 Кор. гл. 5), и диавол не смел преступать оных. Итак, что значит сказание? Слова Апостола имеют такой смысл: Бог не благоволил, чтобы проповедь наша распространялась беспрепятственно, желая смирить наше высокое о себе мнение, но попустил противникам нападать на нас. Этого достаточно было к низложению гордых помыслов: а головная болезнь не могла сего произвести. Таким образом, под именем ангела сатанина разумеет он Александра ковача (2 Тим. 4:14, 15), сообщников Именея и Филита (2 Тим. 2:17), и всех противников слова, которые вступали с ним в состязания, и противоборствовали ему, ввергали его в темницу, били и влачили; ибо они делали дела сатанинские. Так священное Писание и Иудеев называет сынами диавола, потому что они ревновали делам его; так и ангелом сатаны называет всякого противника. Посему слова: дадеся ми пакостник плоти, да ми пакости деет, – означают не то, что Бог сам вооружил противников, или наказывал и обуздывал чрез них Апостола, – да не будет сего! А только то, что Он дозволял и попускал им это на время».

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова

См. Толкование на 2 Кор. 12:8