Толкования на 2 Тим. 2:1

Свт. Иоанн Златоуст

Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом

Ученику в море прибавляется бодрости, если наставник его потерпел кораблекрушение и спасся, - потому что он уже не думает, что бури нападают на него от его неискусности, но от естественного порядка вещей; а это немало способствует поддержанию бодрости. Равным образом и начальнику отряда на войне служит ободрением, когда он видит, что полководец его, будучи ранен, остается мужественным. Так и для верующих служит утешением то, что апостол претерпел много бедствий и ни от одного из них не упал духом. …Если я - Павел - терплю такие бедствия, то гораздо более должен терпеть их ты; если терпит учитель, то тем более - ученик. Это увещание он предлагает Тимофею с великою любовью, называя его сыном, и не просто, но - сыном моим. Если, говорит он, ты сын, то подражай отцу.

Гомилии на 2-е послание к Тимофею.

Свт. Феофан Затворник

Наставление проповедывать ревностно и в духе любви (2, 1—13)

К чему обязывает святого Тимофея полученный им дух силы, разъяснил Апостол. Теперь начинает сказывать, к чему обязывает его дух любви (см.: 2, 1 — 13). Отделение сие начинается воодушевительным: возмогай — и, следовательно, будто продолжает речь о духе силы. Так кажется—и казалось, что течение речи,—с (1, 8) До (2, 13),—можно так распределить. Сказал Апостол в (1, 8): не постыдися, но спостражди,— потом убеждает к тому, чтоб не стыдиться, в (1, 8—18), а к тому, чтоб мужественно спострадать, в настоящем отделении (см.: 2: 1 — 13). Но как далее,—со (2, 14),—говорит Апостол о здравоумии, а затем,—с (3, 10),—предлагает общие убеждения к достодолжному пастырствованию и тем заканчивает учительную часть Послания; то для духа любви не остается особого слова, он будто забыт, что допустить неудобно. Почему Толкование нашло себя понуждаемым признать, что в настоящем отделении говорится о возгревании духа любви, и согласилось на это тем охотнее, что в нем пишется не о мужестве, а о ревности к благовестию, которая обычно есть плод любви к тому, о чем ревнует и для кого. Итак, полагаем, что Апостол в сем отделении внушает святому Тимофею: действуй в духе любви или возгревай дух любви,—любви: аа) к самому благовестию (см.: 2, 1—2) и: бб) к труду благовестническому (см.: 2, 3—13).

Возгревая дух любви к самому благовестию (2, 1—2)

Любя благовестие, не только сам блюди его, как сокровище, но передай его и другим надежным людям, которые довольны иных научить, чтоб таким образом благовестив, переходя из рода в род, никогда не пресекалось на земле.

Ты убo, чадо мое, возмогай во благодати, яже о Христе Иисусе

Тычадо мое Приступая к указанию, как возгревать дух любви, начинает словом, дышащим любовию: чадо мое! «Не просто чадо, но: чадо мое» (святой Златоуст). «Видишь, с какою отеческою любовию он предлагает ему свое увещание?! С словом сим он как бы и душу свою любительную перелил в него» (блаженный Феофилакт). Возмогай, ενδυναμου, — крепни, расти, приходи в возмужание. В чем же? Во благодати, яже о Христе Иисусе: вообще, в благодатном порядке жизни, Господом Иисусом водворенном на земле; частнее,— в том порядке действования, к которому обязывает тебя особый дар благодати, дарованный тебе возложением рук моих, дар архипастырства, благодать Апостольского преемства. Возмогай во благодати — то же, что выше: возгревай дар Божий (ср.: 1, 6). Дар сей тройствен, — совмещает в себе дух силы, любви и здравоумия. Как о духе силы уже говорено, то здесь следует разуметь дух любви. Или во благодати — есть: силою благодати. Расти, приходи в возмужание в Апостольском действовании, — в благовестии и учреждении жизни по нему. «В этом подкрепит тебя благодать Господня» (блаженный Феодорит). «Трезвись, говорит, бодрствуй; благодать Господня сподвизается и содействует тебе; но и ты с полною охотою и готовностию исполняй свое дело» (святой Златоуст). «Ее имей сподвизающеюся с тобою» (блаженный Феофилакт). Как? Действуя в духе ее по ее внушениям и возбуждениям. Если не будешь так действовать, то дух сей, не будучи возгреваем и раздуваем соответственными ему трудами, погаснет. Так оба значения совместятся: силою благодати укрепляем, действуй в духе ее,— и будешь расти в том порядке жизни, к коему она призывает и обязывает тебя.

Толкование на второе послание к Тимофею.

Прп. Ефрем Сирин

Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом

Итак, ты возмогай, даже до радости, в силе Духа, коего принял вместе с общением благодати Иисуса Христа.

Второе послание к Тимофею.

Прп. Икумений Триккский

Ст. 1-2 Ты убо, чадо мое, возмогай во благодати, яже о Христе Иисусе: и яже слышал ecu от мене многими свидетели, сия предаждь верным человеком, иже доволни будут и иных научити

Апостол Павел выразил сильную свою любовь к Тимофею, сказавши не просто – чадо, но – чадо мое. Если ты – чадо мое, как бы так говорит он. – то подражай своему отцу. Он знал, что несчастие учителя внушает обыкновенно смелость ученику. Поэтому и сказал: возмогай. Если и с тобою случится что-нибудь подобное, не падай духом, смотри на меня. - Возмогай во благодати. Укрепляйся не только моим примером, но и благодатию, данною о Христе Иисусе, так как если бы Иисус Христос не оправдал нас Своею кровию, то не пришла бы и благодать Святого Духа. И так, сподвижником своим имей Духа Святого. - И яже слышал ecu от мене многими свидетели, т.е. что я говорил тебе не тайно, а в присутствии многих. Здесь разумеется – проповедь евангельская. - Предаждь верным человеком, не таким, которые любят только исследовать и раcсуждать, но таким, которые не окажутся предателями завещания. И не сказал Апостол: говори, но предаждь. Что пользы в том, если они будут верующими, но не будут способны другим сообщить то, что им передано? Поэтому-то учители должны быть и верными, и способными научить, учительными. - Верным человеком. [Фотий: т.е. епископам и пресвитерам, которых имел рукоположить Тимофей. – Многими свидетели. Здесь разумеется закон пророков]. – По моему мнению, апостол Павел дает эти наставления Тимофею относительно тех епископов и пресвитеров, которых он должен был рукополагать. Не о мирянах же он писал это? Что в таком случае Тимофею нужно было бы делать, если бы он не нашел кого-либо верным и способным научить других? Неужели не наставлять его в вере, когда сам апостол Павел проповедывал слово Божие без различия и убийцам – иудеям и еллинам (неверующим)? Многими свидетели, т.е. при свидетельстве закона и пророков, так как свидетельства из них Апостол часто заимствовал для своей проповеди. Так понимает Климент в седьмой книге Гипотипоз.

Пастырские Послания апостола Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

Итак укрепляйся, сын мой

Что ты говоришь? Ты сказал, что ты связан, что все покинули тебя, и, как будто не сказав ничего страшного, присовокупляешь: итак, укрепляйся, сын мой! Да, по тому самому, что я нахожусь в узах, ты еще более мужайся. Ибо, если бы я, твой учитель, не терпел этого, то тебе, может быть, можно было бы падать духом, так как ты по молодости и неопытности подвергался бы опасностям. Ныне же немалым для тебя утешением к мужественному перенесению возможных бедствий служит то, что и я сам терплю их, что бедствия происходят естественно, а не от твоей неопытности. Вообще же всякий, меньший в каком-либо отношении, подвергшись опасностям, великое получает утешение, когда видит в таком же положении и большего сравнительно с собой. Видишь, с какой отеческой любовью он предлагает ему свое увещание, говоря: сын мой. Словом этим он как бы и душу свою любящую перелил в него. Если ты - сын, то подражай отцу.

В благодати Христом Иисусом

Укрепляйся не одним только моим примером, но больше всего благодатью Христовой. Ее имей споборницею, чрез нее мы получили власть наступать на змей и скорпионов, и на всякую вражескую силу, и не терпеть никакого вреда.

Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом

Этот стих представляет заключение к предыдущему увещанию. Апостол убеждает Тимофея, чтобы он, в противность слабым малоазийским христианам, показал себя сильным, воспользовавшись для этого благодатью Духа Святого, предлагаемой всем людям чрез Христа (1 Кор. I:4 и Тит. III:5 и cл.; 2 Тим. I:14). Не «в» благодати должен Тимофей укрепляться, а «посредством», «при помощи» (en) благодати явиться сильным для того, чтобы защищать Апостола Павла и продолжать его дело.

Толковая Библия.