Толкования на 2 Тим. 2:8

Свт. Иоанн Златоуст

Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему

См. Толкование на 2 Тим. 2:6

Свт. Феофан Затворник

Другой источник воодушевления (2, 8-13)

Доселе (стихи 3-7) – Апостол в примерах, взятых из обыкновенной жизни, выяснял только неотложность ревностного в деле веры труда архипастырского и некоторым образом его направление и постепенность,–именно: как воин, он, все оставивши, вступает в дело пастырства; как ратоборец, ведет дело целесообразно; как земледелец, взирает на плод или увенчание труда своего. И это все воодушевительно; но Апостол судил нужным в воодушевление пастырской ревности выставить и особенные возбудительные моменты, каковы: воскресение Господа (стих 8), – свой пример (см.: 2, 9-10) – и несомненность христианского упования (см.: 2, 11-13). Это сходно с тем, как выше воодушевлял он к не-стыдящемуся мужествованию в благовестии (см.: 1,8-18).

Поминай Господа Иисуса Христа воставшаго от мертвых, от Семене Давидова, по благовествованию моему

Воскресение Господне есть основание нашей веры: ибо поелику воскрес Господь, то не тщетно веруем, что Он есть Бог, воплотившийся нашего ради спасения; есть основание нашего упования; ибо поелику воскрес Господь, то и вознесся и седит одесную Отца, ходатайствуя о нас и удостоверяя, что с Ним все нам даровано будет и что воистину где Он, там и слуга Его будет; есть основание самого дела благовестия: ибо воскресший и вследствие того вознесшийся Господь Духа Святаго ниспослал, Которым и совершается благовестие чрез избранных Апостолов и их преемников. Помышление о воскресшем Господе все сие и восстановляет в сознании помышляющего о Нем. А сколько это воодушевительно к ревнованию о благоуспеянии веры и совершенстве верующих, кои лежат на архипастырях?! Почему Апостол и внушает: поминай воскресшего Господа, о Коем благовествуем, и воодушевляйся тем на труды благовестия и благоустроения верующих. Воскрес Христос Иисус; следовательно, вера наша, что Он есть Сын Божий, воплотившийся нашего ради спасения, истинна, – следовательно, смерть побеждена и осуждение снято с рода нашего, – следовательно, нам открыт путь на небеса, – следовательно, верующие в Него, едино с Ним бывая, носят в себе основание, по коему и они будут там, где Он, – следовательно, трудящиеся в привлечении к Нему благовестием верующих тело Его созидают, которое чрез то растет и приходит в полноту свою, а когда достигнет полноты сей, положит конец настоящему порядку вещей и начало будущему пресветлому Царствию Божию. Вот в каком порядке благоволил Господь поставить тебя деятелем! Ревнуй же. Видишь, что совершено для нас Господом воскресшим? И нам с тобою непростительно не потрудиться в благовестии о сем, когда знаем, что то, для чего все сие совершено, не иначе может быть достигнуто, как чрез насаждение веры в Него среди людей, порождаемой от услышания благовестия. Трудись же в нем ревностно, не отступая пред лицом неизбежных при сем неприятностей и страданий. И Господь сначала пострадал, а потом воскрес. Так и ты понеси прежде унизительные притрудности, а потом увенчаешься и светлым венцом успешности своего дела. Святой Златоуст говорит: «для чего здесь Апостол упоминает о воскресении Господнем? Для того, чтоб ободрить ученика и показать пользу страданий, так как и Сам учитель наш Христос страданиями победил смерть. Помни это, говорит, и будешь иметь достаточное утешение. Поминай об этом, и не падешь под тяготою прискорбностей (по делу благовестия)» (блаженный Феофилакт).

Наши все толковники не читают: Господа, – а только: Иисуса Христа. Но как здесь тотчас говорится: воскресшаго, – то сим то же сказывается, что – Господа, то есть Владыки жизни и смерти и всяческих. То же и в Послании к Римлянам говорит Апостол, – что по плоти Иисус Христос от Семене Давидова; но воскресение Его из мертвых удостоверило, что Он есть Сын Божий воплотившийся. При сем наши толковники, разрешая вопрос, чего ради прибавил Апостол: от семене Давидова, – догадываются, что это намеренно Апостолом вставлено, чтобы показать, что Сын Божий воспринял действительно настоящее естество человеческое, а не представлялся только носящим его. «В то время некоторые, – говорит святой Златоуст, – уже начали порицать домостроительство нашего спасения, стыдясь величия человеколюбия Божия (говоря: возможно ли, чтобы Бог приял наше бедное естество?). Ибо благодеяния Божии к нам так велики, что люди стыдятся приписать их Богу и не верят, чтобы Он оказал такое снисхождение». Не могли они отрицать, что в лице Иисуса Христа просиявала вся полнота Божества (см.: Кол. 2, 9). Но, не умея веровать, что для вседержительства Божия возможно, а для благости Его уместно восприять существенно наше естество для спасения нашего и полно обитать в Нем телесне, они «отрицали восприятие плоти и говорили, что вочеловечение было в призраке», – как пишет блаженный Феодорит. «Стыдным почитали они, – продолжает объяснение сего блаженный Феофилакт, – страдать Сыну Божию и потому, может быть, придумали призрачность (воплощения). Бог до того смирился ради нас, что эти люди стыдятся приписывать Богу такое смирение».

По благовествованию моему – прибавил Апостол для перехода к следующей о себе речи; или чтоб сказать: как я всюду благовествую с самого начала. Говоря тебе, что Иисус Христос есть от семене Давидова, но вместе, как воскресший из мертвых, есть Сын Божий и Бог, я не новое что возвещаю тебе. Это постоянная моя проповедь, с того момента, как научил меня сему явившийся мне Сам воскресший Господь. «Есть и иначе благовествующие, но следует внимать не им, а моему благовествованию» (блаженный Феофилакт из святого Златоуста).

Толкование на второе послание к Тимофею.

Свт. Феодорит Кирский

Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему

См. Толкование на 2 Тим. 2:6

Прп. Ефрем Сирин

Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему

Вспоминай Иисуса Христа, то есть проповедуй, что Иисус Христос воскрес из мертвых, – Он, Который явился из семени Давида, как в моем евангелии написано о сем. Разумеется или сказанное о Марии и Иосифе, что оба были из дома Давидова (Лк. 1:27 и 3:23), – или же изречение: даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его Лк. 1:32).

Второе послание к Тимофею.

Прп. Икумений Триккский

Поминай Иucyca Христа воставшаго от мертвых, от семене Давидова, по благовествованию моему

См. Толкование на 2 Тим. 2:7

Блж. Феофилакт Болгарский

Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых

Об этом говорит, имея в виду еретиков. Были и в то время, такие, которые почитали стыдом страдать Сыну Божию, и потому, может быть, придумали призрачность воплощения. Бог до того смирился ради нас, что эти люди стыдятся приписывать Богу такое смирение. Говорит об этом также и для того, чтобы ободрить ученика, показав ему, что и Сам Учитель Христос, страданиями победил смерть. Помни об этом, и не падешь под тяжестью скорбей.

По благовествованию моему

Были и иначе благовествующие, но следует внимать не им, а моему благовествованию.

Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему

См. Толкование на 2 Тим. 2:7