Толкования на 2 Тим. 3:5

Свт. Иоанн Златоуст

Cт. 5-6 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями

Вера без дел есть только наружный вид без силы - и справедливо: как тело красивое и цветущее, но не имеющее силы, подобно нарисованному изображению, так и правая вера без дел. Представим, что какой-нибудь сребролюбец, предатель или наглый человек содержит правую веру: что в этом пользы, если он не имеет ничего приличного христианину, если он не делает ничего, свойственного благочестию, но превосходит язычников своим нечестием, если он служит заразою для близких к нему и поводом к хуле на Бога, если он позорит учение своими делами?

Гомилии на 2-е послание к Тимофею.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися

См. Толкование на 2 Тим. 3:2

Свт. Феофан Затворник

Имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися

Будучи, однако ж, таковы, по расположениям и чувствам сердца, они наружно удерживаются показывать себя такими, а напротив, стараются держаться всех внешних порядков благочестной христианской жизни, где уж нельзя отступать от них, не обнаружив ярко своего нечестия. Оттого лицедейство — неизбежное последствие в людях, обладаемых страстями, вращающихся, однако ж, среди любящих благочестие. Но в своем кругу они обычно не лицемерят, а открыто хулят все Божественное и кощунствуют над всем. Наши толковники, разумея под благочестием веру, пишут о сем так. Экумений: «если судить о них по тому, что говорят, они благочестивы, а если судить по тому, что делают, они оказываются и обличаются противными словам своим». Феофилакт: «они принимают только вид благочестия и притворяются, делами же отвергаются его. Заметь, что сила благочестия, или как бы нервы его,—в делах. Почему праведно говорится, что оно без дел мертво». Святой Златоуст: «словом: образ — Апостол выражает здесь нечто бездушное и мертвое, наружность, вид, лицемерие. Вера без дел есть только наружный вид без силы. Как тело красивое и цветущее, но не имеющее силы, подобно нарисованному изображению, так и правая вера без дел. Представим, что какой-нибудь сребролюбец, предатель или наглый человек содержит правую веру; что в этом пользы, если он не отличается ничем приличным христианину, если он не делает ничего свойственного благочестию, но превосходит язычников своим нечестием, служит заразою для близких к нему и поводом к хуле на Бога, — если он позорит учение своими делами?»

Блаженный Феодорит все это отделение об имеющем раскрыться худонравии, заключает так: «настоящее, думаю, предсказано Апостолом время, ибо жизнь наша исполнена сих зол и, облекаясь в наружность благочестия, делами уготовляем из себя кумир лукавства: вместо боголюбивых стали сребролюбивыми и любим рабство страстям; одним словом, в нас можно найти и прочее, что предрек Божественный Апостол». Нельзя отрицать, что подобное наведение уместно еще паче в наше время.

Нельзя поблажать началам худонравия (3, 5—8)

И сих отвращайся

И сих, — то есть как инако учащих и спорливых, так и этих худонравных отвращайся. Или так: и этих, лицемеров, отвращайся, а о тех, худонравных, и говорить нечего. «Но если такие люди будут в последния дни, то как он говорит: и сих отвращайся? Вероятно, и тогда было несколько таких; хотя не в большой степени, но было» (святой Златоуст). Или в таком смысле говорит: коль скоро явятся. Предположить надо, что, по Апостолу, святой Тимофей доживет до указанных последних дней, — что они начнутся по кончине святого Павла, и святой Тимофей сам увидит их, и се, на этот случай заповедь ему: отвращайся таковых (см.: Экумений, блаженный Феофилакт).—Но то или другое поиметь при сем в мысли, наведение отсюда на последующие времена и лица очень естественно. Святой Златоуст и говорит: «несомненно то, что чрез Тимофея Апостол увещавает всех — удаляться от таких людей». Всех, не современных только святому Тимофею, но паче «тех, кои будут жить после него» (Экумений).

Толкование на второе послание к Тимофею.

Сщмч. Климент Римский

Cт. 5-6 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями

Ведущий вследствие того, что предводительствует в деле, зовется ведущим. Одно ведь только имя не вводит в Царство Небесное. Итак, юноша, то есть тот, кто себя оскопил ради Царствия Небесного, и дева, если не являются во всем подобны истинным подражателям Христовым, не могут спастись. Ведь если кто девственен, но не имеет добродетелей, соответствующих, свойственных и подобающих деве, такое неразумное девство, как не имеющее ни света, ни масла в светильниках, как сказал Господь, прочь изгоняется из Царства Небесного. Радости Жениха лишенная, [такая дева] к противящимся Жениху будет причислена: ведь оказывается, что она не достигает ничего и обманывает сама себя.

Послания о девстве.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся

Есть люди благочестивые, а в действительности злобные, развратные, кощунники. От таких нужно уходить, так как они могут увлечь простодушных… Еще более опасны этих лицемеров по жизни – другие: лицемеры по вере. Это все современные раскольники (обновленцы, самосвяты). Они совершают свои службы по уставу, и даже иногда продолжительнее и более истово по внешности, чем православные, говорят речи о православной вере иногда более горячие, чем у нас, иногда даже – плачут… От таких люцемеров, лишенных благодати Божией – всячески нужно беречься православным.

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).

Прп. Ефрем Сирин

имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся

Кроме того, что они лишены истины, которая совершается в Боге, они отрицают саму истину, вид коей они принимают на себя в делах своих злых. Они рабствуют похоти плоти своей, и под внешним видом истины они делают людей пленниками лжи и обмана. Таковых - то, в коих усмотришь это, и удаляйся.

Второе послание к Тимофею.

Прп. Икумений Триккский

Имущии образ благочестия, силы же его отвергшиися. И сих отвращайся

См. Толкование на 2 Тим. 3:1

Блж. Августин

Cт. 5-6 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями

Вы только что, когда совершалось чтение, услышали, как Симон Маг крестился, но не оставил дурных помыслов: это имело вид таинства, силы же таинства не имело. Послушай, что апостол говорит о нечестивых: имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Что есть вид благочестия? Таинство видимое. Что есть сила благочестия? Любовь невидимая.

Проповеди.


Откажись от порочной любви к миру, чтобы исполниться любви к Богу. Ты сосуд, но все еще полный. Вылей то, что имеешь, чтобы принять то, чего не имеешь. Несомненно, братья наши уже возродились от воды и Духа, и мы несколько лет назад возродились от воды и Духа. Это - благо для нас. Да не любим мира, чтобы таинства не пребывали в нас во осуждение наше, вместо оплота во спасение. Оплот спасения - иметь корень любви, иметь силу благочестия, а не только вид.

Трактат на Первое послание Иоанна.

Блж. Феофилакт Болгарский

Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся

То есть они принимают только вид благочестия и притворяются, делами же отвергаются его. Заметь же, что сила благочестия и как бы нервы его - в делах. Почему праведно говорится, что оно без дел мертво. Слово образ в другом месте (Рим. 2:20) апостол употребляет в хорошем смысле. Учитель имеет образ знания, то есть созидает и образует знание в учениках.

таковых удаляйся

Если такие люди будут в последние времена, то как говорит: таковых удаляйся? Вероятно, и тогда было несколько таких: хотя не в большей степени, все-таки было; поэтому как бы так говорит апостол: такие и ныне найдутся, таковых отвращайся это хорошо будет. Поэтому и прибавляет: к ним принадлежат те, которые вкрадываются в домы. Или последними днями Павел называет дни, которые последуют тотчас по его кончине, а Тимофей останется еще в живых. Или, что ближе к истине, как судит святой Иоанн Златоуст, чрез Тимофея апостол увещевает всех удаляться от таких людей.

Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся

Таковых удаляйся, т. е. от всех вышеназванных людей. Очевидно, апостол видел, что подобные люди полнились уже в среде, в которой вращается Тимофей, именно в христианском обществе (ср. Фес II:7). Со временем это нечестие (II:16) только дойдет до высшей степени напряжения. Но в последние дни нечестивцы не будут все же так открыто действовать, как они поступали во время апостола Павла, прямо напр., заявляя, что воскресение уже было.

Толковая Библия.