Толкования на 2 Тим. 3:10

Свт. Иоанн Златоуст

А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении

И я сам, говорит [Павел], не учил только, не на словах только философствовал, но исполнял и на деле.

Гомилии на 2-е послание к Тимофею.

Свт. Феофан Затворник

ОТДЕЛЕНИЕ ВООДУШЕВИТЕЛЬНОЕ (3, 10-4, 8)

Изъяснив, куда должна быть направляема пастырская деятельность, святой Павел воодушевляет теперь святого Тимофея на усердное прохождение ее, имея, конечно, в виду наиболее последующих пастырей. Как для деятельности пастырской показал он три направления, по трем дарам Духа Святаго, подаваемым чрез рукоположение; то и воодушевления свои на нее принаравливает он к тем же направлениям. Это можно видеть даже во внешнем течении речи, делящейся на три подотделения повторяющимися однообразно оборотами: ты же (стих 10),— ты же (стих 14),— ты же (4, 5). В: а) первом (стихи 10—13) — внушает: мужайся; во: б) втором (см.: 3, 14 — 4, 4): ревнуй неусыпно о спасении других; в: в) третьем (см.: 4, 5 — 8): трезвенно и мудро веди дело благовестника, как мой наместник.

Мужайся (3, 10—13)

Мужайся: аа) нам с тобою уже не в первый раз вступать в труды и терпеть (стихи 10 — 11); бб) да и нечего ожидать нам покоя, для нас он не положен (стихи 12 — 13).

Не в первый раз терпеть (3, 10—11)

Ты же последовал ecи моему учению, житию, привету, вере, долготерпению, любви, терпению

Ты же — грамматически сочетавает начинаемую речь с предыдущею; но содержание ее очевидно направляется на другое. Это другое совмещено главным образом в слове: последовал ecи. Чему последовал, перечисляется только для примера. С самого начала доселе ты явил столько постоянства, мужества, терпения. Пребудь же таковым и до конца. Воодушевление дается в самом этом напоминании о проявленном, как бы говоря: смотри не допусти, чтоб все это пропало даром: ибо конец венчает дело. Святой Златоуст говорит: «ты не просто принял учение, но и: последовал. Здесь он выражает, что уже много прошло лет со времени обращения (святого Тимофея). Посему говорит: будь тверд». Блаженный Феофилакт поясняет: «ты не просто пристал ко мне, но и: последовал — мне, то есть долгое время пребывая и разделяя все со мною, внимал всему моему и навык. Будь же крепок». Экумений прибавляет: «как приобретшему навык надлежит тебе пребыть таким же неизменно».

Учению — последовал «слову благовестил» (святой Златоуст, блаженный Феофилакт),— «истине, сообщенной тебе в проповеди» (блаженный Феодорит), — «догматам» (Экумений). Тут положено начало всему последующему. Со всем жаром воспринятые юным сердцем убеждения давали движение и всей жизни.

Жизни, αγωγη, — поведению, — «тому образу жизни, который показан в делах» (блаженный Феодорит),— «тому, как я действовал в разнообразных соотношениях с другими и в разных обстоятельствах» (Экумений).

Привету, προθεσει,— настроению моего произволения. «Это говорится об усердии и душевном расположении» (святой Златоуст) или «о целях, какие имел в виду святой Павел» (блаженный Феодорит). Ты видел это и последовал «моей ревности, присутствию духа и мужественному воодушевлению, с какими я все делал» (Экумений, блаженный Феофилакт). «И я сам, говорит, не учил только, не на словах только любомудрствовал, но исполнял и на деле» (святой Златоуст). И дела внешние и внутренние расположения отвечали друг другу,— и все было по Богу и пред Богом.

Вере — не догматической только, а паче жизненной, или уверенности в Боге, что Он никогда не оставит работающих во славу Его. Блаженный Феодорит пишет: «ты перенял у меня то расположение, какое я имею к Владыке». А блаженный Феофилакт прямо определяет его: «вере, говорит, последовал, то есть твердости и неизменному постоянству в истинных догматах (в истинном учении), или вере, не дающей в крайних опасностях падать в отчаяние, но веровать Богу, что изымет из них» (см. то же у Экумения).

Долготерпению — при встрече препятствий, пресекавших благоприятное течение трудов нашей ревности (см.: Экумений), равно как в случаях падения братии, в грехи ли (см.: блаженный Феодорит) или в какое-либо иномыслие (см.: святой Златоуст, блаженный Феофилакт). «Ничто подобное не смущало меня» (святой Златоуст); «никакое искушение и никакая препона не охлаждала моей ревности и не делала меня ленивым; и иномыслящие не смущали меня, но и их принимал я благодушно и с кротостию вразумлял» (блаженный Феофилакт). «И к еретикам большое оказывал я долготерпение» (святой Златоуст).

Любви — «сердоболию, с каким я всегда расположен ко всем» (блаженный Феодорит). Кто изнемогает, и не изнемогаю; кто соблазняется, и аз не разжизаюся? (2 Кор. 11, 29). Чадца, имиже паки болезную (ср.: Гал. 4, 19).

Терпению — «в гонениях» (святой Златоуст),— тому, «как я мужественно переношу нападения противников» (блаженный Феодорит).

Толкование на второе послание к Тимофею.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 10-11 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь

Ты же последовал моему учению и примеру, какой показал я тебе в себе самом, - и вере моей, которую ты проповедывал с великим искусством, - и великодушию моему к верным, - и терпению моему пред гонителями, - и гонениям моим во всех местах, - и прежним страданиям моим от преследователей, учинявших мне препятствия. Сам ведь ты знаешь, сколько выстрадал я в Антиохии, Иконии и Листре. Антиохия разумеется не Сирийская, но Фригийская (Писидийская), где Иудеи вооружили против них правителей города и богатых женщин, вызвали на них великое гонение и изгнали их из пределов своих (Деян. 13:14-50). В Иконии же, после предшествующего гонения, Иудеи и язычники воздвигли гонение и, устремившись на него и Варнаву с камнями, выгнали их вон из города (Деян. 13:51-14:5). Затем в Листре, по обвинению пришедших туда из Антиохии и Иконии Иудеев, побили Павла камнями и вытащили его из города, считая его мертвым (Деян. 14:6-19). Что все это действительно так было, об этом написано в Деяниях Двенадцати Апостолов. От всех же (гонений) избавил меня Господь, то есть не от мучений, но от смерти.

Второе послание к Тимофею.

Прп. Икумений Триккский

Ст. 10-11 Ты же последовал ecu моему учению, житию, привету, вере, долготерпению, любви, терпению, изгнанием, страданием, якова ми быша во Антиохии, и Иконии, и в Листрех: якова изгнания приях, и от всех мя избавил есть Господь

Они – таковы, говорит Апостол Тимофею, а у меня ничего подобного нет, как ты сам хорошо знаешь. Ты ведь не просто пристал ко мне, но и последовал, т. е. долгое время находился со мною и ко всему хорошо присмотрелся. А так как ты уже свыкся с благочестивым учением, то следует тебе остаться неизменным. Учению – догматам, – житию – образу жизни: как я действовал в разнообразных обстоятельствах – привету – моей ревности, присутствию духа, – вере – сохраняемой среди опасностей, которая не позволяет отчаяваться, но веритъ, что Бог избавит от них, – долготерпению: как никакое испытание не охлаждало моей ревности, – терпению – в различных гонениях. - Якова ми быша. Я не только терпел гонения, говорит Апостол, но и страдания. Затем он в частности перечисляет эти бедствия, чтобы внушить больше смелости своему ученику. Он знал, что постоянное напоминание о своих страданиях может сильнее воодушевить Тимофея; но из них он упомянул только о тех, которые или происходили недавно, или были известны Тимофею: последнее – вернее. - В Антиохии. Апостол не исчисляет подробно всех страданий, так как он говорил не для прославления себя, а для наставления ученика. Потому-то он упомянул о двух обстоятельствах, которые больше всего могли ободрить его: я, говорит Апостол, обнаружил готовность на все, и Бог помог мне. Aнтиохия здесь разумеется Писидийская. - В Листрех. Думаю, что Апостол упомянул о Листрах, родине Тимофея, на последнем месте, чтобы выразить презрение к этому ничтожному городку. Он как бы так говорил: пусть уже в многолюдных городах я терпел различные страдания, но зачем еще и в Листрах? Откуда и в Листрах нашлись люди, способные на это?

Пастырские Послания апостола Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

А ты последовал мне в учении

Те, говорит, таковы, но ты хорошо знаешь наши отношения, а они не таковы: ты не просто пристал ко мне, но и последовал, то есть долгое время пребывая и разделяя все со мной, внимал всему моему и навык. Будь же крепок и борись с противниками. В учении, то есть в слове.

Житии

То есть в жизни и нравах.

Расположении

То есть в ревности и мужественном воодушевлении. Ибо я, говорит, не только учил, но и исполнял.

Вере

То есть твердости в истинных догматах, или вере, не дающей в опасностях впадать в отчаяние, но веровать в Бога, что Он избавит.

Великодушии

По отношению к еретикам. Ибо я не возмущался, но все принимал с кротостью.

Терпении

В гонениях.

Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении

См. Толкование на 2 Тим. 3:9