Толкования на 2 Тим. 4:6

Свт. Григорий Богослов

Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало

См. Толкование на 2 Тим. 4:5

Свт. Феофан Затворник

О конце служения Апостола (4, 6—8)

О смерти своей говоря, не довольствуется Апостол помянуть: α) о самом событии, что вот-вот (стих 6); но прилагает: β) указание подъятых трудов (стих 7) — и: γ) того, чем завершится наконец притрудный путь жизни его (стих 8). — Все эти указания крайне возбудительным образом должны были действовать на святого Тимофея — и более всего пригодны были для цели, какую имел святой Павел в настоящем отделении Послания.

О смерти (4, 6)

Аз бо уже жрен бываю, и время моего отшествия наста

Апостол говорит будто: усердно веди дело благовестника: ибо мне уже конец приспел. Некому после меня усерднее побдеть над этим делом, кроме тебя, любимейшего моего ученика. Оставляю тебя наместником своим по делу Божию. Трудись. И потом пример представляет, как трудиться, перечисляя свои труды. Или так: все, что тебе я прописал, последнее есть тебе наставление. Пришел уже конец мой. Прими сказанное, как последнее завещание. Чего недостает, ищи руководства в моем примере.

Жрен бываю, σπενδομαι. Меня уже закалают в жертву; «или я уже приношу себя в жертву Христу» (Экумений). «Стою при самом конце подвигов. Умерщвление свое назвал Апостол закланием в жертву (то есть выразил словом σπενδομαι); потому что за благочестие проливаема была кровь (σπονδη — возлияние жертвенное)» (блаженный Феодорит). «Не назвал готовящейся ему смерти — жертвою: θυσιαν,— но возлиянием: σπονδην, — выражаясь сильнее и священнее. Ибо в жертве обыкновенно только часть некая приносима была на всесожжение Богу; а возлияние все было Ему приносимо. Это же делать заповедует он и ученикам своим, когда говорит: представите убо телеса ваша жертву живу (Рим. 12, 1). Ибо закалаемый за Христа самого себя священнодейственно приносит в жертву. Или σπενδομαι — он разумеет как καταλυω πολεμον — кончаю мою со всеми войну. Ни я не буду уже выступать на брань, ни против меня не будет более брани; кончаюсь уже» (Экумений).

И время моего отшествия наста. Отшествия, αναλυσεως, — разрешения, как и к филиппийцам писал, что желает разрешитися и со Христом быти (Флп. 1, 23).

Толкование на второе послание к Тимофею.

Прп. Ефрем Сирин

Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало

Ибо я уже приношусь в жертву, умираю не обычною смертью, но как жертвоприношение, - и время разрешения (от жизни) моего настало, - говорит так потому, что чрез свое приношение он успокаивался от гонений, коим подвергался в течении многих лет.

Второе послание к Тимофею.

Прп. Икумений Триккский

Ст. 6-8 Аз бо уже жрен бываю (σπένδομαι), и время моего отшествия наста. Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия: не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление его

Я уже приношу себя в жертву Христу. При этом Апостол не назвал готовящейся ему смерти жертвою (θυσία), но возлиянием (σπονδἠ) выражаясь сильнее и, так сказать, священнее. В жертве обыкновенно только некоторая часть приносилась во всесожжение Богу, а возлияние все было Ему посвящаемо. Это же делать заповедует Апостол и ученикам своим, когда говорит: представите убо телеса ваша жертву живу (Рим. 12:1). А закалаемый за Христа самого себя священнодейственно приносит Ему в жертву. Слово σπένδομαι жрен бываю (дальнейшее значение этого слова: заключаю договор, мир) можно понимать здесь и так: прекращаю мою войну со всеми; ни я не буду уже выступать на брань, ни против меня не будет более брани: кончаюсь уже, время моего отшествия (ἀναλύσεώς – разрешения). Разрешением Апостол называет смерть или потому, что мы разрешаемся в землю, из которой были взяты, или потому, что возвращаемся ко Христу, сотворившему нас (желание имый разрешитися и со Христом быти (Фил. 1:23))… - Подвигом добрым подвизахся. Сказал это Апостол, нисколько не превозносясь, но утешая ученика тем, что отходит для получения венца и воздаяния за добрые дела. Он как бы так говорит: тебе нужно скорее радоваться, а не скорбеть о том, что я достиг такого конца. – Всякий подвиг за Христа есть подвиг добрый, хотя бы он сопровождался гонениями, узами и даже смертию. А если подвиг такой – добрый, то и ты возьми его на себя. - Течение скончах. Всю вселенную он обошел, приводя всех к богопознанию, так что благовествование Христово распространено им от Иерусалима и окрестности его до Иллирика (Рим. 15:19). – Веру соблюдох. А много было таких, которые старались похитить ее у него: притворные друзья, враги, еллины и иудеи. - Прочее убо соблюдается мне венец правды. Затем Апостол утешает Тимофея указанием на награду за подвиг. Кто в самом деле будет скорбеть о том, который получает венец? - Егоже воздаст ми Господь в день он. Не говори мне о здешнем, скоро преходящем: я ищу того, что будет там. Сказавши не просто – дастъ, а воздаст, Апостол как-будто требует ce6е награды, как чего-то должного. То же он выражает и прибавлением слов: праведный Судия. – Не токмо же мне. Здесь также ободряет ученика: и тебе, говорит, Господь воздаст; если Он воздаст венец всем любящим явление Его, то тем более – тебе. Но кто любит явление Господа? Тот, кто совершает дела, достойные доброго воздаяния.

Пастырские Послания апостола Павла.

Блж. Августин

Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало

См. Толкование на 2 Тим. 4:5

Блж. Феодорит Кирский

Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало

См. Толкование на 2 Тим. 4:5

Блж. Феофилакт Болгарский

Ибо я уже становлюсь жертвою (σπένδομοα - букв. «возливаюсь» как вино на жертвенник), и время моего отшествия настало

Не сказал: я приношу себя в жертву, но сильнее. Ибо в жертве не все приносится Богу, а жертвенное возлияние (вина) все было приносимо.

Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Евсевий Кесарийский

Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало

См. Толкование на 2 Тим. 4:5

Лопухин А.П.

Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало

До сих пор Тимофей имел свою опору в Павле. Но теперь великий апостол языков уходит из этой жизни. Он проливается как вино, приносимое в жертву Богу (намек на предстоящую апостолу мученическую кончину).

Толковая Библия.