Толкования на 2 Тим. 4:9

Свт. Иоанн Златоуст

Постарайся придти ко мне скоро

Можно спросить: как Павел призывает к себе Тимофея, когда ему была вверена Церковь и целый народ? Не по гордости апостол делает это; он сам готов был идти к нему; послушай, что говорит он: чтобы если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием (1 Тим 3:15), но почему? Потому, что он находился в крайней нужде, уже не мог передвигаться по собственной воле, жил в темнице, будучи заключен туда Нероном, и готовился в скором времени умереть. Потому, чтобы этого не случилось прежде свидания с учеником, он и призывает его к себе, желая видеть его пред своею кончиною и, может быть, многое передать ему.

Гомилии на 2-е послание к Тимофею.

Свт. Феофан Затворник

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННАЯ ЧАСТЬ, ИЛИ ПОСЛЕСЛОВИЕ (4, 9-22)

Его составляют: а) призвание святого Тимофея к себе с причиною того (см.: 4, 9—12); б) поручение (стих 13); в) предостережение (см.: 4, 14 — 15); г) известия (см.: 4, 16—18); д) целования (см.: 4, 19 — 21); е) благословения (стих 22).

Призвание святого Тимофея (4, 9—12)

Потщися скоро прийти ко мне

Кратко выражает приглашение в полной уверенности, что об этом стоит только намекнуть святому Тимофею, всегда желавшему неразлучно быть с своим отцом и учителем. Употребляет, однако ж, понудительные слова: потщися, скоро Может быть, он хотел сим сказать: не позволяй остановить тебя никаким препятствиям. Скоро — в стихе 21 заменено словом: прежде зимы. Этим означил или последний предел промедлению, или опасение, что зима, захватив его в дороге, против воли надолго задержит его в пути и еще самого подвергнет крайним опасностям. Святой Златоуст говорит: «можно спросить: почему Павел призывает к себе Тимофея, тогда как ему была вверена Церковь и целый народ? Не по гордости делает это Апостол. Но почему? Потому что находился в крайности, уже не мог ходить по собственной воле, жил в темнице, быв заключен туда Нероном, и готовился в скором времени умереть. Посему, дабы этого не случилось прежде свидания с учеником, Апостол и призывает его к себе, желая видеть его пред своею кончиною и, может быть, многое передать ему».

Толкование на второе послание к Тимофею.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 9-10 Постарайся придти ко мне скоро. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною

Постарайся ко мне придти скоро; поелику по разным причинам я оставлен моими прежними спутниками. Ибо Димас меня оставил, возлюбив (нынешний) век, то есть убежал от преследования, за которое ему соблюдались дары обетования, и пошел он к покою земному, от которого ему нет никакой пользы. Крисп отправился для учения в Галатию, а Тит для благовествования в Далматию.

Второе послание к Тимофею.

Прп. Икумений Триккский

Ст. 9-13 Потщися скоро приити ко мне. Димас бо мене остави, возлюбив нынешний век, и иде в Солунь: Крискент в Галатию, Тит в Далматию: Лука един есть со мною. Марка, поем, приведи с собою: есть бо ми благопотребен в службу. Тихика же послах в Ефес. Фелонь, егоже оставих в Троаде у Карпа, грядый принеси, и книги паче же кожаныя

Зачем Апостол Павел призывает к себе Тимофея, которому была вверена ефесская Церковь? Он находился тогда под стражей и сам не мог придти к Тимофею. Значит, Апостол высказывает свое желание, чтобы Тимофей пришел к нему , как потому, что тогда он был в Риме один, так потому, чтобы передать ему кое-что. - Скоро приити ко мне. Не говорит «пока я в живых», не желая опечалить Тимофея. - Димас бо мене остави, возлюбив нынешний век, покойный и безопасный, как ему казалось. Он предпочел жить в довольстве дома, чем бедствовать со мною. Этим Апостол хочет не столько упрекнуть Димаса, сколько утвердить нас, чтобы мы не ослабевали. -Крискент в Галатию, Тит в Далматию. Эти ушли с ведома Апостола, потому он и не говорит об них: оставили меня. По крайней мере, Тит был один из дивных мужей, так что апостол Павел поручил ему епископство в Крите. - Лука един есть со мною, – тот, который написал Евангелие и деяния святых Апостолов. Человек святой жизни, любознательный и терпеливый, он неотлучно находился при Апостоле. - Марка, поем, приведи с собою: есть бо ми благопотребен, не для моего успокоения, но для служения Евангелию. Поэтому-то Апостол призывал и Тимофея, чтобы после его смерти он утешил братию. - Тихика же послах… Смотри: Апостол был совершенно одинок. - Фелонь, егоже оставих…принеси. Под фелонью Апостол разумеет здесь одежду, и требует ее, чтобы не одолжаться у кого–нибудь: всегда он выражает свою заботу об этом. Иначе (Иоанн): фелонью Апостол называет здесь одежду, но некоторые разумеют здесь ящик, в котором хранились книги. Для чего нужны были книги Апостолу, готовившемуся уже отойти к Богу? И очень были нужны, чтобы передать их верующим, дабы они имели их вместо его учения. А фелони он требовал для того, чтобы не пришлось брать у других. – - Паче же кожаныя (τὰς μεμβράνας). (Феодорит): книгами кожаными Апостол назвал книги из пергаментных свитков. Он писал это послание из Рима, а на римском наречии это было одно и то же. В древности божественные Писания имелись в свитках из выделанных кож, как и до настоящего времени имеют их много иудеи. Прежде сказал: книги вообще, потому что может быть у него были книги и другого вида. - Паче же кожаныя. Эти были вероятно полезнее. Смешным кажется мнение тех, которые говорят, что под фелонью Апостол разумеет здесь не одежду, а особого рода книгу. Они не обратили внимания на последующие слова. Совершенно излишне было бы говорить: и книги, если бы выше под фелонью разумелась какая-то книга, – потому что она вместе с другими могла подразумеваться и под словом книги.

Пастырские Послания апостола Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

Постарайся придти ко мне скоро

Почему апостол зовет к себе Тимофея, тогда как ему вверена была Церковь в Ефесе и целый народ? Потому, что он находился в узах, заключен был Нероном и не мог сам придти к нему; поэтому он и зовет его в Рим, желая, может быть, перед смертью передать ему многое.

Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Лопухин А.П.

Постарайся придти ко мне скоро

Скоро В 21 ст. прибавлено - до зимы. Может быть, Тимофей дал уже знать апостолу, что собирается в Рим.

Толковая Библия.