Толкования на Деян. 1:15

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 15-18 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал; было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его

«И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал» (ст. 15). Петр всегда первый начинает говорить, частью по живости своего характера, а ча­стью потому, что Христос вверил ему Свое стадо и он был первым в лике (апостолов). Было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый (ст. 16). Почему он не от своего только лица просил Христа дать ему кого-нибудь вместо Иуды? Или почему апостолы (все вместе) не делают выбора сами собою? Петр сделался теперь лучше, чем был прежде: так можно ответить на первый вопрос. Что же касается до того, почему не просто, а посредством откровения они просят восполнить свое собрание, – на это я укажу две причины: первая – та, что они заняты были другим делом; а другая – та, что это слу­жило наибольшим доказательством, что Христос пребывал с ними. Он, и отсутствуя (видимым образом), сам избрал так же точно, как и тогда, когда был с ними: а это слу­жило для них немаловажным утешением. Но смотри, как Петр все делает с общего согласия и не распоряжается ни­чем самовольно и как начальник. И он не сказал просто так: «на место Иуды мы избираем такого-то»; но, чтобы успо­коить учеников относительно совершившегося, посмотри, как начинает свою речь. Это событие, действительно, произвело в них не малое недоумение; и в этом нет ничего удивитель­ного: если и теперь многие рассуждают о нем, то что есте­ственно следовало говорить им тогда? «Мужи», говорит он, «братия». Если Господь назвал их братиями, то тем приличнее было такое обращение Петру, потому-то он и восклицает так в присутствии всех. Вот достоинство церкви и ангельское ее состояние! Никто тогда не был отделен от других, ни мужчина, ни женщина. И мне желательно, чтобы таковы были церкви и теперь. Никто тогда не заботился о чем-либо житей­ском, никто не беспокоился о доме. Вот как полезны иску­шения! Вот какое благо – напасти! «Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый». Постоянно утешает их проро­чеством. Так при всяком случае поступает и Христос. Таким же точно образом и Петр показывает, что в этом событии нет ничего странного, но что оно уже было предска­зано. «Надлежало», говорит он, «исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида». Не говорит: сказал Давид, но: Дух чрез него. Вот заметь уже в самом начале книги, каким пользуется он учением. Видишь ли, я не напрасно ска­зал в начале настоящего произведения, что эта книга (изобра­жает) устроение (πολιτεία) Духа. «Предрек Дух Святый устами Давида»; Смотри, как усвояет себе пророка и выставляет на вид его наречение, зная, что для них будет полезно то, что это изречение принадлежит Давиду, а не другому пророку. «Об Иуде, бывшем вожде». Заметь и здесь любомудрие этого человека: он не поносит и не бесчестит (Иуду), не говорит, что он был злодей и самый ужасный злодей, но просто поясняет, что произошло. Не называет даже его и предателем, а ста­рается, сколько это было для него возможно, сложить вину на других. Впрочем, и тех не сильно обвиняет: «бывшем», гово­рит, «вожде тех, которые взяли Иисуса». И прежде, чем указал место, где находится это изречение Давида, напоминает об участи, постигшей Иуду, чтобы чрез настоящее удостоверить и в буду­щем и показать, что (Иуда) уже получил наказание. «Он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою» (ст. 17, 18). Изображает нрав (Иуды) и неприметно обнаруживает (его) вину, достойную наказания. Не говорит: «иудеи (стяжали)», но: «приобрел землю неправедною мздою». И так как люди со слабой душою смотрят не столько на будущее, сколько на настоящее, – он рассказывает о наказании, постиг­шем его в настоящей жизни. «И когда низринулся». Прекрасно поступил, остановив свою речь не на преступле­нии Иуды, а на постигшем его наказании. «Расселось чрево его, и выпали все внутренности его». Это служило для них утешением.

Гомилии на Деяния Апостолов.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 15-17 И во дни тыя востав Петр посреде ученик, рече: Бе же имен народа вкупе яко сто и двадесять: мужие братие, подобаше скончатися писанию сему, еже предрече Дух Святый усты Давидовыми, о Иуде бывшем вожди емшым Иисуса: Яко причтен бе с нами, и приял бяше жребий службы сея

Во дни тыя, то есть, во дни, бывшие до пятьдесятницы; востав Петр, как ученик пламенный и такой, которому Христос вверил свое стадо, и наконец как первый. Но обрати внимание: он делает все с общего соизволения и ничего самовольно и самовластно. Он убеждает даже на основании предсказания и не говорит, еже Давид рече, но: Дух Святый усты Давидовыми; потом о Иуде бывшем вожди емшым Иисуса. Замечай и здесь мудрость этого мужа, - замечай, как он в повествовании не оскорбляет и не говорит: о Иуде презренном и презреннейшем, но просто заявляет то, что было; и не говорит, что иудеи стяжали, но: сей стяжа село, и справедливо; потому что господином по справедливости должен считаться тот, кто внес деньги, хотя бы покупали и другие. А плата была его; слушай:

Толкование на Деяния святых Апостолов.

Беда Достопочтенный

Ст. 15-16 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса

Эти сто двадцать, понемногу и постепенно возрастая от одного до пятнадцати1), образуют число пятнадцати степеней, которое вследствие совершенства обоих законов таинственно содержится в Псалтири2) и в котором у Петра в Иерусалиме пребывает избранный сосуд (Гал. 1:18).

Изложение Деяний Апостолов.

Аратор

Ст. 15-16 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса

Первым в апостольский чин был призван Петр из маленькой лодки, с которой как рыбак он по обыкновению ловил множество рыб, блещущих чешуей. Во время ловли он был увиден с берега и тотчас сам удостоился быть уловленным. Крепкая сеть Христа захватила ученика, который раскинет невод, чтобы ловить человеческий род. И рука, которая держала рыболовную снасть, потянулась к кормилу, и он воспламенился желанием из водных глубин на берег доставить морскую добычу и трофеями наполнить челн. Теперь он спасает от другой участи в лучших волнах, не оставляя ремесла и с помощью влаги преследуя добычу. Ему препоручил Агнец овец, которых, пострадав, спас, и по всему миру продолжает увеличивать стадо трудами такого пастыря.

История апостолов.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Ст. 15-17 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего

В те дни, т. е. когда ученики Христовы пребывали в Иерусалиме, в горнице, и ожидали сошествия Святого Духа, — Петр становится посреди учеников и начинает говорить. Почему это делает Петр, а не другой кто из учеников Господних? На этот вопрос отвечает св. Златоуст: «Петр всегда первый начинает говорить, частию по живости своего характера, а частию потому, что Христос вверил ему свое стадо, и он был первым в лике (Апостолов)». Он действовал между Апостолами, как старший брат между младшими братьями, или как старший член между другими равноправными членами общества. Других преимуществ ему не усвояли прочие Апостолы. Таким апостола Петра признавала вся древняя вселенская Церковь. В этом разуме и доныне православная Церковь, прославляя святого апостола Петра, именует его, как и апостола Павла, первоверховным.

Было же собрание человек около ста двадцати. В этом собрании, надобно полагать, были и семьдесят учеников, названных Апостолами, а также и другие верующие, которые, когда избранные Апостолы оставались в иерусалимской горнице, по временам собирались к ним для общественной молитвы и для благочестивых собеседований. Не все между ними были равны по летам и по нравственным достоинствам; но апостол Петр обращается к ним, как братьям. Этому научился он из примера и заповеди своего Учителя и Господа.

Мужи братия! — говорит Петр, обращаясь ко всему собранию: если Господь назвал их братьями, то тем приличнее было такое обращение Петру; а потому-то он и восклицает так в присутствии всех. Вот достоинство Церкви и ангельское ее состояние!

Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса. В псалме 108-м устами пророка Давида предсказано о предателе Господа Иисуса, нечестивом Иуде: и епископство его да приимет ин. «Достоинство его или служение да получит другой». Иуду называет Лука вождем взявших Иисуса; потому что Иуда за тридцать сребренников взялся предать Господа и привел множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных, и предал им своего Учителя и Господа (Матф. 26, 47, 48).

Он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего. Он, Иуда, по воле Господа Спасителя, был принят в число учеников Его, и потом призван был к апостольскому служению, вместе с другими, в числе двенадцати. Число двенадцати Апостолов соответствовало числу двенадцати колен израилевых. Сам Господь Спаситель указал на это знаменование, когда говорил: Аминь глаголю вам, яко вы шедшии по Мне, в пакибытие, егда сядет Сын человеческий на престоле славы своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома (Матф. 19, 28). Поэтому апостол Петр предлагает собранию о необходимости на место отпадшего Иуды избрать кого-нибудь достойного носить звание Апостола.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал

В те дни - т. е. между вознесением и Пятидесятницей. Петр, став посреди учеников, сказал. Петр, «уста апостолов, всегда пламенный и верховный в лике апостолов» (Злат., толк. на Матфея, Мф. 16:15), первенствует здесь как «такой, которому Христос вверил стадо Свое» (Феофил. ), предлагая восполнить умаленный Иудою лик XII-ти.

1) Беда применяет способ, известный еще пифагорийцам, которые считали число 10 совершенным и любили так называемый tetractus, сумму чисел от 1 до 4 (tetra), равную 10 (1+2+3+4=10). Возможно, что последовательность сумм чисел от 2 до 17, по крайней мере, выучивали наизусть, и этим суммам (2, 6, 10, 15, 21, 28 и т.д.) придавалось определенное значение. На Западе к такому способу обращались не часто, но его применение считалось вполне приемлемой практикой. См. сложное объяснение Августина о 153 рыбах в Ин 21 (Трактат на Евангелие от Иоанна 122.7-8). Число 153 - это тетракт, т. е. сумма чисел, от 1 до 17. Здесь Беда обращается к песням восхождения (Псалмы 119-133), псалмам, каждый из которых произносился на ступенях лестницы, ведущей от женского дворика к мужскому в Иерусалимском храме. Эти псалмы христиане интерпретировали как аллегорию восхождения души по лестнице добродетелей к Богу (см. Кассиодор, Изъяснение Псалмов 119
2) Имеется в виду число псалмов, которые имеют надписание «песнь восхождения» (Пс 119-133).