Толкования на Деян. 2:22

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 22-24 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его

Не из лести это сказано (апостолом): но, так как выше он сильно обличил иудеев, то теперь делает им послабле­ние и благовременно напоминает о Давиде. Он опять начи­нает вступлением, чтобы они не пришли в смятение, так как он намерен был напомнить им об Иисусе. До сих пор они были спокойны, потому что слушали пророка; но имя Иисуса тотчас вооружило бы их. И не сказал: поверьте, но: «выслушайте», – что было не тягостно. И заметь, как он ничего не говорит высокого, а начинает свою речь с крайне уничи­женного. «Иисуса», говорит, «Назорея», – сейчас же упоминает об отечестве, которое считалось презренным. И ничего пока еще не говорит о Нем великого, даже и того, что иной сказал бы о пророке. «Иисуса», говорит, «Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога». Заметь, как много значило сказать, что он по­слан от Бога. Это всегда и везде старались доказать и сам (Христос), и Иоанн, и апостолы. Послушай, например, что говорит Иоанн: «сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1:33). А сам Христос даже и по преимуществу внушает это, говоря: «Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня» (Ин. 8:42). Да и везде в Писании об этом преимущественная забота. Потому-то и этот святой вождь в блаженном лике, приверженец Христов, пламенный ученик, которому вверены были ключи небес, который при­нял духовное откровение, смирил их страхом, показал, что (апостолы) сподобились великих даров, и сделал их достоверными, а тогда уже беседует и о Иисусе. Ах, как он осмелился среди убийц сказать, что Он воскрес! Впрочем, не тотчас говорит: Он воскрес, а сначала: Он пришел к вам от Бога. Это же видно из того, что Он сделал. И не говорит: Он (сделал), а: Бог через Него, – для того, чтобы скромностью лучше привлечь их, при чем их же самих призывает в свидетели и говорит: «Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете» (ст. 22). Потом, когда дошел до того их ужасного преступления, – смотри, как ста­рается освободить их от вины. Ведь, не смотря на то, что это было предопределено, все же они были душегубцы. «Сего», гово­рит он, «по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили» (ст. 23). Говорит почти теми же самыми словами, как и Иосиф, кото­рый также говорил своим братьям: не бойтесь; не вы меня продали, но Бог меня послал сюда (Быт. 45:5). А так как он сказал, что на это была воля Божия, то, чтобы не сказали: значит, мы хорошо поступили, – он предупреждает эту мысль тем, что присовокупил: «пригвоздив руками беззаконных, убили». Здесь намекает на Иуду и вместе с тем показывает им, что они не в силах были бы это сделать, если бы Бог не по­пустил и сам не предал Его. Это и значит слово: «преданного». Таким образом, всю вину слагает на голову Иуды предателя, так как он предал Его лобзанием. Или это означают слова: «руками беззаконных», или он говорит здесь о воинах, выра­жая такую мысль: не просто вы убили Его, а чрез посредство беззаконных людей. Заметь, как повсюду (апостолы) заботятся о том, чтобы, прежде всего, были признаны Его страдания. Что же касается до воскресения, – так как это было дело великое, – (Петр) до времени прикрывает его и уже потом выставляет на вид. Страдания, именно крест и смерть, были всеми при­знаны, а воскресение еще нет; потому-то он и говорит о нем после, присовокупляя: «но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (ст. 24). Здесь он указал на нечто великое и высокое. Слова: «невозможно» – показывают, что Христос сам и позволил (смерти) удержать Себя, и что сама смерть, держа Его, мучилась как бы болезнями рождения и тяжко страдала. Известно, что болез­нью смертною Писание повсюду обыкновенно называет опасность. Вместе с тем здесь выражается мысль, что Он воскрес так, что больше уже не умрет. Или словами: «потому что ей невозможно было удержать Его» – (апостол) показывает, что воскресение Христово было не таково, как воскресение прочих людей.

Гомилии на Деяния Апостолов.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 22-24 Мужие исраильтестии, послушайте словес сих: Иисуса Назореа, мужа от Бога извествованна в вас силами и чудесы и знамении, яже сотвори тем Бог посреде вас, якоже и сами весте, Сего нарекованным советом и проразумением Божиим предана приемше, руками беззаконных пригвождше убисте: Егоже Бог воскреси, разрешив болезни смертныя

Слово это не есть лесть; но так как он (Петр) сильно укорил их, то теперь снисходит им и напоминает о праотцах, убеждая припомнить их веру; и снова начинает сначала, чтобы не возмутить их; так как намерен был напомнить им об Иисусе. Прежде, слушая пророка, они не могли возмущаться. И посмотри, как он ничего не говорит об истинах возвышенных, но начинает со сторон, которые говорят о великом смирении Иисуса. Назореа, говорит, называя Иисуса по отечеству, которое представлялось очень ничтожным. Как в тех случаях, когда Христос называется Божиею силою и Божиею премудростию, мы относим эти названия к Его божеству; так в тех случаях, когда Он называется человеком и умершим за грехи наши, мы относим названия эти к Его плоти. И сам Он говорил некогда: вы ищете убить Меня, человека, который говорил вам истину (Ин. 18:4, 18:7, 18:37), а еще некогда говорил: Аз и Отец едино есма (Ин. 10:29). Отсюда, на основании первого текста, возникла ересь самосатская, полагавшая, что Иисус простой человек. Силами и чудесы и знамении. Эту же мысль выражают и слова в послании к римлянам: о нареченнем Сыне Божии в силе (Рим. 1:4), то есть, о Сыне, которого дела и чудеса доказали, что Он поистине есть Сын Отца; потому что нет никакого различия между изречением: нарещи Сына Божия в силе, и изречением: извествовать Его силами и чудесы и знамении, которые сотворил чрез Него Бог. Поистине Бог действует как бы чрез Сына; потому что чрез Него и веки сотвори. А выражением: в вас, призывает их в свидетели того, что говорит; в вас, - значит не тайно, не в уголке. Потом, напав на их беззаконие, старается снять с них ответственность за него и говорит: нарекованным советом, показывая этим, что они не своею силою сделали то, на что дерзнули, но потому, что Он сам соизволил на это и что это определено было свыше. Далее, чтобы не показалось, что они невинны, - так как хотя это и было определено, однако же убийцами были они, - чтобы не показалось так, он прибавляет: руками беззаконных, то есть, или чрез предателя Иуду, или чрез распявших Христа воинов. Хотя известно, что пригвоздившие Его ко кресту совершили беззаконие, тем не менее сначала он (Петр) говорит об этом неясно, чтобы не довести их до отчаяния. Егоже Бог воскреси. Ах! как он решился сказать среди убийц, что Христос воскрес? А если говорится, что Отец воскресил Его, так это по причине немощи слушателей; потому что посредством кого действует Отец? Посредством своей силы; а сила Отца - Христос. Итак Он сам воскресил Себя, хотя и говорится, что Его воскресил Отец. Разрешив болезни смертныя. Показывает, что и смерть мучилась (как бы родами) и страшно страдала, когда обдержала Его; потому что ветхий завет болезни как бы рождающей смерти называет опасностию и бедствием для нее. Рождающая не удерживает того, что находится в ней, и не действует, но страдает и спешит освободиться. Прекрасно назвал воскресение разрешением болезней смерти, так что можно сказать: разорвав беременное и страдающее родами чрево, Христос Спаситель появляется и выходит как бы из какой рождающей утробы, то есть, из уз смерти и из среды ада. Поэтому Он и назван перворожденным из мертвых.

Толкование на Деяния святых Апостолов.

Якоже не бяше мощно держиму быти ему от нея

См. Толкование на Деян. 2:25

Беда Достопочтенный

Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете

Словно опытный учитель, Петр сначала напоминает неверующим о вине за совершенное, чтобы потом тем, кто поражен должным страхом, более удобно показать путь к спасению, и, так как он говорит со знающими закон, показывает, что Сам Христос - это Тот, Кто был обещан пророками. Однако сначала он не называет Его Сыном Божиим, опираясь лишь на свое мнение, но называет Его хорошим человеком, праведным человеком, человеком, воскресшим из мертвых не в момент известного всеми общего воскресения, то есть воскресения в конце века, но на третий день, чтобы утверждение Его единственного и славного воскресения стало свидетельством Его вечной Божественности. Доказывая, что тела прочих людей подверглись тлениюпосле смерти, Петр утверждает, что Тот, о Котором сказано: Не дашь святому Твоему увидеть тление (Пс. 15:10), лишен тленности, свойственной людям, и также доказывает, что Он превзошел пределы человеческого существа и поэтому должен скорее быть поставлен рядом с Богом, а не с людьми. Из истории с сотником Корнилием (Деян. 10:34-43) и из беседы апостола Павла в Афинах (Деян. 17:22-31) ты узнаешь, как апостолы начинали свою проповедь у язычников.

Изложение Деяний Апостолов.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Ст. 22-23 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили

Мужие Исраильстии! послушайте словес сих. Петр обращается ко всему собранию слушателей и называет их Израильтянами, как почетным именем всех потомков Иакова, желая благорасположить их ко вниманию. Выслушанное пророчество Иоиля должно было приготовить слушателей к принятию теперь предлагаемого слова об Иисусе Христе. Продолжая слово, Петр не вдруг начинает говорить о Божеском величии Христа Спасителя, но постепенно приготовляет своих слушателей к принятию проповеди о Божестве Иисуса Христа.

Иисуса Назорея. Петр называет Иисуса Назореем потому, что под этим именем Он был преимущественно известен между Иудеями. Иисуса называли так к уничижению его, как происходившего из ничтожного или малоизвестного города Назарета. Назореем Он назван был и в надписи на кресте. Апостол чрез это название хотел определеннее показать, о ком он говорит своим слушателям.

Мужа от Бога извествованна в вас силами и чудесы и знамении, яже сотвори тем Бог посреди вас, якоже и сами весте. Хотя фарисеи и старейшины иудейские всемерно старались унижать Иисуса Назорея; но тем не менее Иудеям известно было, что Иисус Назорей совершал многие чудеса, показывавшие в Нем чрезвычайное могущество, и Бог свидетельствовал о Нем чрезвычайными знамениями, каковы бывшие во время Его страданий на кресте. Многие из предстоящих слушателей, без сомнения, и сами были свидетелями тех чудес и знамений, свидетельствовавших об Иисусе Христе. Поэтому апостол Петр и говорит своим слушателям так: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил чрез Него среди вас, как и сами знаете. Из Евангельской истории мы знаем, как часто народ, слушая Божественное учение Иисуса Христа и видя великие чудеса, Им совершаемые, питал к Нему глубокое уважение и хотел признавать Его за обетованного Спасителя; но враги Иисуса старались всеми мерами ослаблять в народе веру в Божественное Его величие и всячески перетолковывали и унижали дела Его и учение. Следствием этой вражды против Иисуса было предание и осуждение Его на смерть. Апостол Петр, при содействии Духа Святого, который теперь исполнил избранных учеников Христовых, восстановляет в слушателях здравое понятие об Иисусе, распятом на кресте, и напоминая им о том, что совершалось среди их, и что они прежде сами знали, каковы великие Его чудеса и знамения, объясняет им истинное происхождение сих чудес и знамений от Бога и говорит: которые Бог сотворил чрез Него среди вас. Не говорит Петр, что Иисус Христос сам творил сии чудеса, как истинный Бог, чтобы не сказать им вдруг того, чего еще не могли они принять; но говорит об Иисусе, как чрезвычайном человеке, чтобы постепенно привесть их к познанию Божеского Его величия.

Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили. Напоминая тяжелую для слушателей истину, Апостол опять щадит своих слушателей, раскрывая истину так, что она представляется менее обвиняющею виновников великого злодеяния. Он показывает, что Иисус Назорей предан был своим врагам не случайно, не по злобе только своих врагов, искавших Его погибели, но по определенному Божескому совету и предведению (Иоан. 3, 16; Рим. 8, 32), давая тем разуметь, что, если бы не было сего Божеского предопределения, то враги Иисуса не могли бы иметь Его в руках своих. Вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили. Опять Апостол смягчает вину Иудеев тем, что они не сами убили Иисуса, но сделали это руками беззаконных, т. е. язычников-римлян, которые называются беззаконными потому, что они не знали истинного Бога и не принимали закона Моисеева. Но это применение к обстоятельствам слушателей, которых Апостол хочет привесть к вере в Иисуса Христа, не скрывало истины (он ясно говорит: Сего вы взяли и убили), а только облегчало слушателям принятие ее, не раздражая их, но давая им спокойно сознать истину и почувствовать свою виновность в том грехе, который премудрым Божеским промыслом направлен был к достижению великих целей.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете

Переходя к проповеди об Иисусе, апостол - по словам Златоуста - «ничего не говорит высокого, а начинает свою речь крайне уничиженно…, с мудрою предосторожностью, чтобы не отягчить слуха неверующих».

Мужа, засвидетельствованного вам от Бога, т. е. в его Мессианском достоинстве и посланничестве.

Знамениями, которые Бог сотворил чрез Него. «Не говорит: Он Сам сотворил, но Бог через Него, для того, чтобы скромностью лучше привлечь их…» - по толкованию Златоуста.

Среди вас - ближайшим образом, здесь, как и далее, разумеются, собственно, обитатели Иерусалима, а потом - и все присутствующие, не только как могущие иметь соприкосновение с Иисусом во время Его деятельности во всей Галилее и Иудее, но и как вообще представители народа, ответственного за деяние, имеющее столь важное общечеловеческое значение. В этом смысле говорится и дальнейшее - преданного, т. е. Иудою, взяли и, пригвоздив руками беззаконных, т. е. языческих властей и вообще распинателей Христовых, убили (23 ст. ).