Толкования на Деян. 2:24

Свт. Иоанн Златоуст

но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его

См. Толкование на Деян. 2:22

Свт. Григорий Нисский

но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его

Поскольку и силу к воскресению из мертвых было необходимо Ему вложить в нашу природу, то Он вновь становится начатком усопших (1 Кор. 15:20) и перворожденным из мертвых (Кол. 1:18), первым собственной силой разрушив муки смерти, так что и для нас сделал возможным новое рождение после смерти, поскольку благодаря воскресению Господа мучение смерти, которой мы все удерживались, было разрушено.

Опровержение исповедания Евномия.

Блж. Августин

но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его

Если интересно, каким образом надо понимать то, что Им были расторгнуты узы смерти - ведь Он не находился в них, как будто в оковах, и поэтому так их расторгнул, как будто если бы Он разорвал цепи, которыми был связан, - то легко понять, что они были расторгнуты так, как могли быть развязаны охотничьи силки, чтобы они не удерживали, а не потому что удерживали. Может быть и так, что мы верим, что Он расторгнул те узы, которыми Сам не мог быть удержан, но которыми удерживались другие, которые, как Он знал, должны быть освобождены.

Послания.

Блж. Феодорит Кирский

но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его

Петр, сказав: Бог соделал и Господом и Христом Сего Иисуса (Деян. 2:36), добавил: Того Иисуса, Которого вы распяли, Которого Бог и воскресил из мертвых (Деян. 4:10). Умерщвлен был не Бог, но человек, а воскрешен Он был Словом, Силой Божией, Говорившим в Евангелии: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин 2:19). Так что, когда говорится: Бог соделал и Господом и Христом Сего Иисуса, Который умер и воскрес из мертвых, то имеется в виду плоть, а не божественность Сына.

Эранист.

Блж. Феофилакт Болгарский

но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его

См. Толкование на Деян. 2:22

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его

Егоже Бог воскреси, разрешив болезни смертныя. И в этих словах Апостол говорит, применяясь к понятию слушателей. Иисус Христос, как истинный Бог, воскрес из мертвых силою Божества Своего. Иисус Христос говорит о Себе: Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю. Никтоже возмет ю от Мене; но Аз полагаю ю о Себе; область имам положими ю, и область имам паки прияти ю (Иоан. 10, 17, 18). А Апостол говорит о Нем, как о человеке: но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти. Это потому, что слушатели его еще не верили тому, что Иисус Христос есть истинный Бог. Но вот теперь же святый Петр начинает говорить о том, о чем доселе умалчивал, снисходя к немощи слушателей; говорит однако ж так, что не раскрывает прямо той истины, которую дает им разуметь.

Потому что ей, то есть смерти, невозможно было удержать Его. Почему невозможно? Потому что Иисус Христос — не простой человек, а Богочеловек, или вместе истинный человек и истинный Бог, самосущая жизнь и податель жизни. Апостол не объяснил тотчас, почему смерть не могла удержать Его; но, сказав без этого объяснения, давал повод своим слушателям подумать об этом, и потом сам мало-помалу приводит их к познанию сей истины, пользуясь для того свидетельством многоуважаемого Евреями пророка царя, Давида.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его

Бог воскресил Его - по толкованию блаж. Феофилакта: «если говорится, что Отец воскресил Его, так это по причине немощи слушателей; потому что - посредством кого действует Отец? Посредством Своей Силы, а сила Отца - Христос. И так Он Сам воскресил Себя, хотя и говорится, что Его воскресит Отец…» (ср. Ин. 5:26; 10:18).

Расторгнув узы смерти - греч. lusaV taV wdinaV tuϋ qanatou… - точнее слав. : «разрешив болезни смертные». По толкованию блаженного Феофилакта - «смерть мучилась (как бы родами) и страшно страдала, когда одержала Его. Рождающая не удерживает находящегося в ней и не действует, но страдает и спешит освободиться. Прекрасно назвал воскресение разрешением болезней смерти, так что можно сказать: разорвав беременное и страдающее родами чрево, Христос Спаситель появляется и выходит как бы из какой рождающей утробы. Потому он и назван перворожденным из мертвых…»