Толкования на Деян. 2:42

Свт. Иоанн Златоуст

И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах

См. Толкование на Деян. 2:41

Блж. Феофилакт Болгарский

И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах

См. Толкование на Деян. 2:41

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах

Таково краткое изображение жизни членов первенствующей Церкви Христовой. Вот как проводили они время, посвятив себя на служение Богу в святом крещении. Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Они не переставали поучаться в истинах Евангельского учения после того, как приняли святое крещение; они усердно внимали апостольским наставлениям, и непосредственно слушая их поучения в общественных собраниях и беседуя одни с другими. Они, как члены одной Церкви, одного таинственного тела Христова, жили между собою в мир и согласии и взаимном общении христианской любви. Они имели общественные трапезы, или вечери любви, которые имели свое основание в таинстве тела и крови Христовой. Эта святейшая трапеза всех сближала, всех соединяла в одно общество и в одно тело, которого глава Христос. Так учит Апостол: Чаша благословения, юже благословляем, не общение ли крове Христовы есть? Хлеб, его же ломим, не общение ли тела Христова есть? Яко един хлеб, едино тело есмы мнози: ecu бо от единого хлеба причащаемся (1 Кор. 10, 16, 17). Поэтому святые отцы таинство Причащения часто называют общением. «Ибо», – как изъясняет св. Златоуст, – «приобщаясь, мы не только делаемся участниками и сообщниками, но и соединяемся со Христом. Как тело Христово соединено со Христом; так и мы чрез этот хлеб соединяемся с Ним». То же святейшее таинство называется преломлением хлеба (ниже ст. 46; гл. 20, ст. 7), потому что первоначально сам Господь Иисус Христос, прием хлеб и благословив, преломи и даяше учеником (Матф. 26, 26). Последуя Его примеру, то же делали святые Апостолы и преемники их, предстоятели церквей, епископы и пресвитеры. Молитва была существенною принадлежностию их новой благодатной жизни. Молились они при общественном богослужении, молились каждый на своем месте, кто где находился, и друг друга утверждали в молитвенном расположении, как учили этому Апостолы своим примером и наставлениями (Деян. 3, 1; 4, 24, 31; Еф. 5, 19; 1 Тим. 2, 1).

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах

И они постоянно пребывали. Греч. hsan de proV karterounteV…, точнее слав. : «Бяху же терпяще…», буквально - были же неутолимы в учении апостолов и т. д.

Трудно допустить, конечно, чтобы вся эта масса народа (3000 сверх прежнего тоже немалого количества верующих) собиралась в одном каком-либо месте или доме. Вероятнее всего - верующие, разделившись на несколько групп или общин, собирались в нескольких местах, где апостолы и поучали их новым истинам, молитвам и тайнодействиям. Между всеми этими общинами существовало самое тесное взаимообщение, сплачивавшее их в одну братскую семью, душою которой были апостолы.

В преломлении хлеба. Обычно это выражение означает вкушение пищи (Лк. 24:30 и др. ), но в то время употреблялось и в другом высшем значении совершения и участия в Таинстве Евхаристии (1 Кор. 10:16). Здесь может подразумеваться и то и другое значение - и отдельно, и вместе, тем более, что то было время, когда Евхаристия обычно заключалась вечерями любви, при участии всех верующих, в духе братского равенства, любви и взаимообщения. Таким образом, выясняются главные черты первоначального христианского богослужения, отдельного и самостоятельного от богослужения ветхозаветного: учение, преломление хлеба (Евхаристия) и молитвы, хотя апостолы и другие верующие до времени не разрывали связи и с ветхозаветным храмом и его богослужениями (Деян. 3:1 и др.).