Толкования на Деян. 3:12

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 12-15 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели

В настоящей речи больше смелости (чем в прежней). Это – не потому, чтобы прежде (апостол) боялся, но потому, что те люди – насмешники и ругатели – не снесли бы (подобной сме­лости). Поэтому-то, начиная ту речь, он тотчас же и возбуж­дает их внимание предисловием, говоря: «сие да будет вам известно, и внимайте словам моим» (Деян. 2:14). А здесь ему нет нужды в таком приготовлении. Эти люди не были беспечны; чудо сделало всех их внимательными, – почему они и были объяты страхом и ужасом. Поэтому-то апостол и не имел нужды начинать (здесь) с того же, но (начал) с другого, чем всего более и расположил их к себе, отклонив от себя то мнение, какое они себе составили. Ведь ничто так не полезно и не приятно для слушателей, как то, если говорящий не только не говорит о себе ничего великого, но даже уничто­жает и мысль о том. Таким-то образом (апостолы) больше прославили себя тем, что презрели славу и показали, что то было дело не человеческое, а Божие, и что они также, наравне с другими, должны удивляться, а не служить предметом удив­ления. Видишь ли, как (Петр), будучи чужд честолюбия, от­вергает от себя славу? Так поступали и древние. Например, Даниил говорил: «мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих» (Дан. 2:30). И еще Иосиф: «не от Бога ли истолкования?» (Быт. 40:8) И Да­вид: «когда, бывало, приходил лев или медведь», во имя Господа я раз­рывал их руками (1 Цар. 17:34,35). Так теперь и апостолы: «что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?» И это, говорят, принадлежит не нам, потому что не своим достоинством привлекли мы на себя благодать Божию. «Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших» (ст. 13). Смотри, как часто обращается к предкам, чтобы не подумали, будто он вводит какое-нибудь новое уче­ние: и там он упомянул о патриархе Давиде, и здесь – об Аврааме и других патриархах. «Прославил Сына Своего Иисуса» (ст. 13). Опять (говорит) смиренно, как в предисловии. Затем уже останавливается на их преступлении и ясно выставляет на вид то, что они сделали, а не прикрывает, как прежде. По­ступает же так для того, чтобы лучше привлечь их, потому что, чем больше показывал, что они виновны, тем больше достигал этого. «Прославил», говорит, «Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его». Два обвинения: и то, что Пилат хотел отпу­стить, и то, что, когда он пожелал, вы не захотели. «Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели» (ст. 14, 15). Он как бы так говорил: вместо Его вы просили о разбойнике. Представил их поступок в самом страшном виде. Так как они были уже в его власти, то он и поражает их сильно. «Начальника», говорит, «жизни». Этим приготовляет веру в воскресение. «Сего Бог воскресил из мертвых». Чтобы не сказал кто-нибудь: откуда это видно? – для этого он ссылается теперь уже не на пророков, а на самого себя, потому что уже заслуживал веру. Прежде, сказав, что (Христос) воскрес, он привел в сви­детели Давида, а теперь, сказав тоже, (сослался на) лик апо­стольский: «чему», говорит, «мы свидетели».

Гомилии на Деяния Апостолов.


Что значат его слова? Я мог бы, говорит он, указать на гораздо большие чудеса, но боюсь, чтобы величие знамений не внушило людям обо мне большого мнения. Поэтому и бывшие с Петром, когда исцелен был хромой и все с изумлением смотрели на них, успокаивая народ и убеждая, что они ничего не обнаружили сами от себя и своей силой, говорят: Что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?

К народу антиохийскому.


Отчего, говорит, вы так изумились и удивились этому событию? Разве мы сами сделали это, разве своею силою возвратили ему здоровье и дали способность ходить? «Что на ны взираете?» Мы, с своей стороны, ничего не сделали, а только употребили свой язык (для произнесения слов); все устроил Господь и Создатель природы. Он, «Бог Авраама и Исаака и Иакова», которых вы почитаете патриархами, Он, «егоже вы предаете и отвергостеся его пред лицем Пилатовым, суждшу оному пустити», Он сделал это, Он, Егоже «вы, святого и праведного, отвергостеся, и испросисте мужа убийцу дати вам. Начальника же жизни убисте, егоже Бог воскреси от мертвых, емуже мы свидетели есмы. И о вере имене его сего, егоже видите и знаете, утверди имя его: и вера, яже его ради, даде ему всю целость сию пред всеми вами».

Велико дерзновение (апостолов); велика и неизреченна сила благодати, дарованной им свыше! Дерзновение этого блаженного (Петра) может служить очевиднейшим доказательством воскресения. В самом деле, какого еще большего можно требовать знамения, когда тот, кто прежде креста не мог перенести угрозы и от простой служанки, теперь так противостоит иудейскому народу, и один с таким дерзновением является пред такою толпою, столь беспорядочно мятущеюся, и говорит ей такие слова, которыми может еще более возбудить ее неистовство?

Беседы на книгу Бытия. Беседа 28.

См. также Толкование на Деян. 3:9

Прп. Иоанн Кассиан

Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит

По их мнению, никто не должен быть прославляем за дары и чудеса Божии, а всякий за собственные только добродетели, которые требуют деятельности ума и большого старания. Ведь весьма часто, как уже было сказано выше, люди с извращенным умом и противники веры именем Господа и демонов изгоняют, и совершают великие дела.

Собеседования.

Блж. Феофилакт Болгарский

Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит

См. Толкование на Деян. 3:11

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?

У истинных служителей Христовой Церкви постоянно замечается тревога, как бы верующие не подумали о них больше, чем они есть на самом деле (2 Кор. 12:6). А верующие весьма часто склонны подумать об учениках Спасовых выше меры. Стоит какому-либо ревностному православному пастырю или святителю отдаться всей душою апостольскому служению – искренно молиться Богу, усердно проповедовать слово Божие, вести чистую христианскую жизнь, как окружающие его духовные чада начинают воздавать ему почести и преклоняться перед ним… Здесь сказывается черта нашего православного человека, о которой говорил славный философ-писатель Ф. М. Достоевский: что у нас есть особенность отыскать праведного человека и, найдя его, преклониться и пасть пред ним…

Никто, конечно, не может осудить этого: бедная христианская душа, измученная окружающим безбожием, лицемерием и развратом, жаждет найти хотя бы маленький огонек искренней живой веры, правды и чистоты, и если находит такого христианина, то переносит на него всю полноту своей любви и преданности, впрочем, не о всех здесь это говорится… Добрые служители Церкви Божией, ученики Христовы, должны помнить обо всем этом, и они помнят. Они сами ни на одну минуту не забывают, что если доброе и творится среди них, то это они совершают не своею силою и благочестием, а благодатью Христовою, открыто заявляя вместе с великим апостолом Павлом, паче всех апостолов потрудившимся: благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15:10). А также и верующим истинный ученик Христов постоянно внушает, что самые самоотверженные пастыри и апостолы Спасовы являются лишь прахом и пеплом пред Божественным Учителем своим; что Он, как Бог, есть центр жизни людей всех времен и стран, что Христос Спаситель признается в собственном смысле Учителем и Наставником людей (Мф. 23:8, 10), что пастыри и святители православные оказываются лишь соработниками Христовыми: они, правда, трудятся, но без Божьей помощи ничего не могут сделать доброго (Ин. 15:5), они достигают многого среди людей в области религиозной, но все это от Бога возращающего (1 Кор. 3:7).

Несомненно, здравому человеческому разуму кажутся чрезвычайно странными и нелепыми всего лишь мысленные сравнения между людьми хотя бы и высокой жизни и Христом Спасителем. Но в действительности такие уродливые явления иногда имеют место. Так было, например, с приснопамятным батюшкой отцом Иоанном Кронштадтским, этим праведником земли русской. Его глубокая детская вера, чистота сердца, нравственная высота, самоотверженное пастырское служение, полное бескорыстие и беспрестанное молитвослужение до того пленили иных, что они стали его обоготворять, к великому ужасу и печали самого батюшки… Он с амвона анафематствовал этих неразумных своих почитателей, и они причинили горя Кронштадтскому пастырю гораздо больше, чем все его другие многочисленные враги. Конечно, не все почитатели отца Иоанна были такими неразумными… В этом чрезмерном прославлении достойных служителей Христовых, несомненно, есть направляющая рука невидимого исконного человекоубийцы – сатаны, который нарочно раздувает до преувеличения то естественное чувство любви и преданности, какое живет в душе христианина в отношении к добрым и самоотверженным пастырям Православной Церкви.

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Магн Аврелий Кассиодор

Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит

Из пророчеств святых сила Господа и слава Его Царства стали известны, возможно, потому что менее известное меньше бы искали. Его сила также стала известной, когда Петр и Иоанн исцелили хромого от чрева матери, говоря: Мужи Израильские! что дивитесь сему… как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? А немного позже они говорят, что он исцелился именем Иисуса Христа. И сила Господа стала известной, когда апостолы стали творить различные чудеса, призывая Его имя.

Изъяснение Псалмов.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит

Стечение народа около исцеленного хромого и изумление его по случаю совершившегося чуда подало апостолу Петру повод сказать другое слово после того, как сошел на Апостолов Дух Святой. По содержанию, это слово подобно первому; но в нем святой Петр сильнее обличает Иудеев, осудивших на смерть и убивших своего Царя, обетованного Искупителя и Начальника жизни, Господа Иисуса. Это может быть объясняемо благотворным действием первого слова и сильным влиянием совершившегося чуда.

Увидев стечение народа, дивившегося чуду, Петр сказал народу: мужи Израильские! Что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Петр прежде всего заботится устранить повод к тому, чтобы не подумали, будто исцеление хромого совершилось собственною силою Апостолов. Таково свойство людей, водимых Духом Божиим: они более всего ревнуют о славе Божией и боятся присвоять себе что-либо принадлежащее Богу. Они любят сознавать и свидетельствовать пред другими свои немощи, свое недостоинство, свое ничтожество, во всем и за все благодаря и прославляя Бога, подателя всякого даяния благого. Апостол как бы так говорит: что вы дивитесь тому, что хромой сделался здоровым? Или что смотрите на нас с изумлением, будто это сделали мы своею силою, или своим благочестием или добродетелями заслужили то, что он, от рождения доныне бывший хромым, теперь ходит? Нет, это дело Божией беспредельной благости.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит

В ответ на недоумение и изумление народа Петр держит снова речь, сходную с первою (в день Пятидесятницы), доказывая народу, на основании свидетельств Ветхого Завета, Мессианское достоинство Господа Иисуса и убеждая народ к покаянию и вере в Него. Но прежде этого он рассеивает неправильное понимание народом причин чуда. Удивленный взор народа, устремленный на апостолов, как бы вопрошал: что за силу имеют в себе эти люди, совершая столь великие чудеса?.. или: как велико должно быть благочестие этих людей, что Бог прославляет их столь дивными знамениями?.. Апостол устраняет разом оба таких объяснения: «это, говорит, принадлежит не нам, потому что не по своему достоинству привлекли мы благодать Божию…» (Злат.).

Толковая Библия.