Толкования на Деян. 5:5

Свт. Иоанн Златоуст

Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это

См. Толкование на Деян. 5:1

Свт. Амвросий Медиоланский

Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это

Благочестивый человeк не должен уклоняться от истины, никому не должен вредить, (никому) не должен также лгать и (никогда не должен) хитрить. Яснeе всего это проявилось в случае с Ананией. Он не сказал правды (в вопросe) о цeнe, за которую он продал свое поле, и, положивши к ногам апостолов только часть вырученной суммы, он выдал ее за всю сумму, (и вот), как виновный в обманe, он погиб. А ведь он мог и ничего не приносить, и тогда не было бы (с его стороны) обмана. Но так как он привнес (в это дeло) обман, то вместо награды (gratiam) за (свою) щедрость он понес наказание за обман.

Об обязанностях священнослужителей. Книга III.

Блж. Феофилакт Болгарский

Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это

См. Толкование на Деян. 5:1

Прп. Антоний Великий

Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это

Вопрос. Почему Петр, который, столько раз согрешив, получил прощение, сам не простил Ананию и Сапфиру, но одновременно словом умертвил обоих. И этот грех не сопоставим с клятвенным отречением. Тем более, что речь идет об утаивании своего золота, а не чужого. И даже если оно было чужое, то это нельзя приравнять: немного утаить из своего – или отвергнуться Бога.

Ответ. Не бездумно к виновным применено верховное наказание – проразумея наставление, многим людям уврачующее страсти. Потому что тот человек Богу передал только одну часть золота, но уязвленный святокрадством, утаил [остальное]. А когда его спросили, то отрекся. И когда начал Петр сеять евангельские семена, то увидел только проросшие плевелы. И он искусно их сразу остановил: чтобы они, растя вместе с пшеницей, не задавили ее. И когда они не изменились к лучшему, о чем и вся горесть Симона, осудил их на смерть. Он уразумел Духом и ответил, что они не изменятся к лучшему. Они молились простить от стыда, но сердце их пело нестройно с устами. Как сказал божественный песнопевец о Израиле: «И возлюбили устами своими, а языком своим солгали Ему: ибо сердце их не по прямому пути с Ним». И не стали верными в Завете Его. Так и искусные во врачевании обычно делают: если кто до конца одержим (удерживается) неисцелимым страданием, то отрезают от руки или ноги палец, прежде чем повреждение не распространится на прочие члены. Так и дивный Моисей, когда увидел изначально, что принадлежащее Закону находится в небрежении, хотя и слаб был, приказал камнем побивать того, кто в субботу греховно собирает хворост. Так Бог повелел написать – преступление осуждаемо и о великом и о малом. Как сказал Господь: «Если кто выполнит и весь Закон, но согрешит об одном, то будет повинен всему». Не губит он всю [свою] добродетель, ибо так подобает думать тем, кто неправедно и плохо мыслит о Божием праведном суде, но думается, что повинен всему тот, кто отнимает что-то от добродетели.

Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 217.

Прп. Иоанн Кассиан

Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это

Итак, если по отношению к тем, кто не стремился к чужому, но хотел сберечь свое и не имел желания наживы, но только хотел сохранить, последовал такой суровый приговор, то что же надо думать о тех, кто желают собирать деньги, которых никогда не имели, и, выказывая пред людьми нищету, в глазах Бога оказываются богатыми по страсти корыстолюбия?

О постановлениях киновитян.

Беда Достопочтенный

Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это

Не из-за жалобы вынес Петр лицемерам столь суровый приговор, но, предвидя духом, что в будущем появятся плевелы, которые будут развращать простоту Церкви своими порочными нравами (а из них наихудшими считается род сарабаитов, которые, вовсе не отказываясь от своего имущества, притворяются, что придерживаются апостольской строгости), он не позволил провинившимся уврачевать себя никаким покаянием, но позаботился с корнем вырвать вредоносный побег для внушения страха потомкам.

Изложение Деяний Апостолов.

Лопухин А.П.

Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это

Анания пал бездыханен, греч. πεσὼν ἐξέψυξε, точнее слав.: пад издше - упав, испустил дух, умер. Это был не естественный нервный удар от сильного потрясения Анании от сделанных разоблачений его поступка, а чудесное непосредственное наказание Божие преступнику. «Три чуда в одном и том же случае: одно состояло в том, что Петр узнал то, что совершено было тайно; другое - в том, что он определил мысленное настроение Анании, и третье - в том, что Анания лишился жизни по одному лишь повелению» (Феофил. ). Тяжесть наказания соразмерна тяжести вины преступника против Духа Св., так как это грех Иудин, грех притом грозивший опасностью целому обществу, и потому требовавший примерной кары, «чтобы казнь двоих была наукой для многих» (Иероним).

Великий страх объял всех слышавших сие - дело происходило, по-видимому, в общем торжественном, может быть, богослужебном собрании, и упоминаемые далее юноши были, вероятно, обычные служители, выполнявшие разные поручения довольно уже сорганизовавшегося общества, подобно состоявшим при синагогах. Потому эти юноши, как скоро увидели упавшего бездыханным, встали из собрания и без особенного требования, как видевшие в том свою обязанность, приступают к бездыханному и уносят для погребения. В страхе или, может быть, торопливости и неизвестности местопребывания жены или, лучше сказать, по Божественному устроению, последняя не извещается о происшедшем и является, как соучастница греха мужа, разделить и его наказание.