Толкования на Деян. 6:2

Свт. Иоанн Златоуст

Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах

См. Толкование на Деян. 6:1

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах

Велико занятие молитвой! Святые Апостолы для молитвы и для служения Слову отказались от служения ближним в телесных их потребностях. Не угодно есть нам, сказали они, оставльшим слово Божие, служити трапезам… Мы же в молитве и служении Слова пребудем, то есть в беседе с Богом молитвой и в беседе о Боге с ближними, возвещая им Триипостасного Бога и вочеловечившегося Бога-Слово.

О молитве.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 2-7 Призвавше же дванадесять множество ученик, реша: не угодно есть нам оставлшым слово Божие, служити трапезам. Усмотрите убо братие мужи от вас свидетелствованы седмь, исполнены Духа Свята и премудрости, ихже поставим над службою сею: Мы же в молитве и служении слова пребудем. И угодно бысть слово сие пред всем народом: и избраша Стефана мужа исполнена веры и Духа Свята, и Филиппа, и Прохора и Никанора, и Тимона и Пармена, и Николаа пришелца антиохийскаго. Ихже поставиша пред апостолы: и помолившеся возложиша на ня руце. И слово Божие растяше, и множашеся число ученик во Иерусалиме зело: мног же народ священников послушаху веры

Не сами апостолы избирают, но предоставляют избрание народу, который и имел получить пользу от служения их диаконов; он и избирает и назначает. Не угодно есть нам оставлшим слово Божие, служити трапезам; потому что необходимое следует предпочитать тому, что не необходимо. Мужи от вас свидетелствованы, исполнены Духа. Называет писатель их не просто духовными, но исполненными Духа и премудрости; потому что принимать жалобы вдовиц было делом величайшей мудрости. И помолившеся возложиша на ня руце. Смотри, как он писатель немногословен; не говорит, как были рукоположены, но говорит только, что были рукоположены с молитвою. На мужа возлагается рука - вот в чем состоит хиротония; но все совершает Бог. Какую же хиротонию получили эти семь мужей? Диаконскую ли?.. они рукоположены были на это именно дело, то есть, на доставление верующим необходимых потребностей. И множашеся число ученик во Иерусалиме зело. Не просто сказал об этом, но так, что показал, как велика сила милостыни и этого учреждения.

Толкование на Деяния святых Апостолов.

Аратор

Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах

О, обильная слава апостольских уст, не позволь народу никогда испытывать голод по добродетели! Розданное богатство должно принести плод, вверенный талант речи не был востребован, поскольку не приумножен. Этот отрывок учит, что как для необученного народа умная трапеза лучше, чем роскошные пиршества, так же и взыскательный ум полнота небесного учения насыщает вволю. Да и какую пользу могут принести земные снеди при духовном голоде?

История апостолов.

Архиеп. Евсевий (Орлинский)

Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах

Из Апостольских слов можно заключать, что происшедший у Еллинистов ропот против Евреев касался некоторым образом и самых Апостолов, — будто они не имели столько попечения об удовлетворении нуждающихся вдовиц, чтобы не было пренебрежения к некоторым из них. Слышав об этом, Апостолы созывают множество учеников. Под именем учеников разумеются вообще верующие в Иисуса Христа: этим именем назывались верующие до тех пор, пока не вошло в общее употребление название христиан.

Неугодно есть нам, оставлшым слово Божие, служити трапезам, или нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Нехорошо или неприлично нам, говорят Апостолы, оставив служение Евангельской проповеди, много времени уделять на попечение о столах, или об удовлетворении нуждающихся в жизненных потребностях. Этот апостольский пример показывает, как низшие добродетели должны быть иногда оставляемы для высших, т.е. чтобы время и силы или средства употреблять для достижения высших добродетелей, или высшие обязанности должны быть предпочитаемы низшим. Апостолы, по своему апостольскому званию, преимущественно призывались к проповеданию Евангелия; потому они исполнение этой обязанности и предпочитают другой обязанности — попечению о бедных. Как душа превосходнее тела; так и попечение о душе превосходнее попечения о теле.

Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П.

Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах

Созвав множество учеников, т. е. по возможности все христианское Иерусалимское общество, а не представителей только его или выборных. Всему обществу предложили апостолы устранить это нестроение, а не своею только властью прекращают его (ср. Злат. и Феофил. ).

Не хорошо нам, - ουκ αρεστόν εστιν ημᾶς…, не угодно есть нам, не нравится.

Оставив Слово Божие, т. е. проповедание Слова Божия - эту главную свою обязанность.

Толковая Библия.