Толкования на Деян. 7:8

Свт. Иоанн Златоуст

И дал ему завет обрезания. По сем родил он Исаака и обрезал его в восьмой день; а Исаак родил Иакова, Иаков же двенадцать патриархов

См. Толкование на Деян. 7:6

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 8-16 И даде ему завет обрезания: и тако роди Исаака, и обреза его в день осмый: и Исаак Иакова, и Иаков дванадесять патриарх. И патриарси позавидевше Иосифу продаша его во Египет: и бе Бог с ним: И изъят его от всех скорбей его, и даде ему благодать и премудрость пред Фараоном царем египетским, и постави его началника над Египтом и над всем домом своим. Прииде же глад на всю землю египетскую и ханааню, и скорбь велия: и не обретаху сытости отцы наши. Слышав же Иаков сущую пшеницу во Египте, посла отцы нашя первее. И внегда второе приидоша, познан бысть Иосиф братии своей, и яве бысть Фараону род Иосифов. Послав же Иосиф призва отца своего Иакова, и все сродство свое, седмьдесят и пять душ. Сниде же Иаков во Египет, и скончася сам и отцы наши. И принесени быша в Сихем, и положени быша во гробе, егоже купи Авраам ценою сребра, от сынов Еммора Сихемова

Потомкам предоставляются обетования, а предкам бедствия. А обрезывать крайнюю плоть повелено отцам законом потому, что Авраам вышел из земли халдейской; халдеям же, равно как и мидянам и персам, по обычаям отцов их, позволялось жениться на матерях и сестрах. Таким образом Авраам обрезывается в знак того, что он отказывается от плотского смешения и отрицает незаконные родственные браки. А иные утверждают, что Аврааму и его потомкам заповедано было обрезание для того, чтобы было явно, что от них имеет быть Христос по плоти; так как мы знаем, что обрезание, бывшее в ветхом завете прообразом, заключало в себе образ спасительного крещения и отбрасыванием плоти знаменовало отречение от жизни по плоти, - и обрезанных делало сынами Божиими. И тако роди Исаака, и обреза его в день осьмый. Сначала обрезывается в восьмой день Исаак; отсюда и иудеи обрезываются в восьмой же день. А Измаил обрезывается будучи тринадцати лет; поэтому и потомки его, измаилиты, обрезываются, как говорит Иосиф Флавий, также в тринадцатый год. Продаша его во Египет. Не зная за братом никакой вины, они так нехорошо поступили с ним и притом в то время, когда он пришел к ним с пищею для них, и своим поступком содействовали пророчеству, не сознавая этого; и невольно сделавшись виновниками его благополучия, хотя и после многих для него испытаний, навлекли сами на себя великий страх и несносный стыд, хотя Иосиф и не помнил зла и ничего ужасного не замышлял против них, а напротив и напитал их, томившихся голодом, и сделал их известными Фараону. И скончася сам и отцы наши и принесени быша в Сихем. Авраам с своим семейством и патриархи погребены в Сихеме, который, быть может, назывался: «Сикема». Авраам купил это место сам, чтобы похоронить Сарру. И положени быша во гробе. Сказав это, он Стефан показывает, что Авраам даже до погребения не был господином земли.

Толкование на Деяния святых Апостолов.

Свт. Андрей Критский

И дал ему завет обрезания. По сем родил он Исаака и обрезал его в восьмой день; а Исаак родил Иакова, Иаков же двенадцать патриархов

Дванадесять патриархов великий в патриарсех детотворив, тайно утверди тебе лествицу деятельнаго, душе моя, восхождения: дети, яко основания, степени яко восхождения, премудренно подложив.

Великий из патриархов, родив двенадцать патриархов, таинственно представил тебе, душа моя, лестницу деятельного восхождения, премудро расположив детей как ступени, а свои шаги, как восхождения вверх.

Великий канон, читаемый во вторник первой седмицы Великого поста. Песнь 4.

Лопухин А.П.

И дал ему завет обрезания. По сем родил он Исаака и обрезал его в восьмой день; а Исаак родил Иакова, Иаков же двенадцать патриархов

Завет обрезания - завет, внешним признаком (знамением) которого было установленное вместе с сим обрезание, как существенная часть и самого завета (Быт. 17:10, 11). Выражение, что этот завет дан Богом, имеет в виду дать понять, что он есть свободный и милостивый дар Бога Аврааму и его потомству, и что в этом даре-завете Господь гораздо более дает человеку нежели сколько получает от него.

По сем, - kai outwV… - слав. : и тако, т. е. и так, стоя в таких отношениях к Богу, в отношениях заключенного с Ним завета. Авраам родил Исаака.

Двенадцать патриархов. Так называются дети Иакова, как родоначальники происшедших от них 12 колен Израилевых.