Толкования на Деян. 7:22

Свт. Иоанн Златоуст

И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах

См. Толкование на Деян. 7:6

Свт. Григорий Нисский

И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах

Так Моисей выводит народ из Египта. И всякий, кто идет по стопам Моисея, таким образом освобождает от египетской тирании всех, кто его слушается. Полагаю, что тем, кто следует за вождем к добродетели, не стоит отказываться от египетского богатства и лишаться сокровищ иноплеменников. Они должны получить будто бы в долг все, чем владел прежде противник, как это и повелел сделать народу Моисей. <…> Тем, кто переходит к свободной и добродетельной жизни, предписывается запастись богатством языческой образованности, которой украшаются чуждые вере люди. Нравственную и естественную философию, геометрию и астрономию, науку логики и все, чем занимаются люди вне Церкви, наставник в добродетели повелевает перенять будто бы в долг у тех, кто обогатился всем этим в Египте. Они пригодятся позже, когда понадобится украсить храм Божьего таинства словесным убранством. Те, кто приобрел это богатство, приносят его Моисею, когда он начинает работу над скинией свидетельства. Каждый делает свой вклад в устроение святилища - то же самое мы можем видеть и сегодня. Многие приносят Божией Церкви, словно дар, полученное ими языческое образование, как, например, Василий Великий, который сумел за годы юности стяжать египетское богатство, а затем принес его Богу и украсил им Церковь - истинную скинию.

О жизни Моисея.

Блаж. Феофилакт Болгарский

И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах

См. Толкование на Деян. 7:17

Ориген

И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах

Пока Моисей находился в Египте и научен был всей мудрости Египетской, у него не было слабого голоса и медлительности речи, и он не сообщал, что он косноязычен (Исх. 4:10). Ведь когда он был у египтян, он громко говорил и был весьма красноречивым. Но когда он начал слышать Слово Божие и принимать Божественные слова, тогда почувствовал слабость своего голоса и понял, что речь его медлительна и затруднена. Он сообщает о том, что он косноязычен тогда, когда начинает действительно понимать то Слово, Которое в начале было у Бога (Ин 1:2). Но чтобы легче можно было понять то, о чем мы говорим, давайте воспользуемся следующей аналогией. Если разумного человека, пусть даже невежественного и неученого, сравнить с бессловесным животным, то оно кажется красноречивым в сравнении с тем, кто лишен разума и голоса. А если его сравнить с образованными и красноречивыми людьми, искушенными во всяком знании, то он покажется косноязычным и немым. А если кто будет созерцать Само Божественное Слово и увидит Саму Божественную мудрость, то, какое бы у него не было образование и мудрость, он сам скажет, что перед Богом он - немое животное, в гораздо большей степени, чем животные перед нами.

Гомилии на Книгу Исхода.

Лопухин А.П.

И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах

Научен был всей мудрости Египетской. Ни в пятикнижии Моисеевом, ни в других книгах Ветхого Завета не упоминается об этом. Очевидно, это было древнейшее предание, записанное также Филоном (в его «жизни Моисея»). И нет ничего невероятного, что, усыновленный царскою дочерью, Моисей - еврей получил самое высшее, доступное тогда для египтян образование. Это египетское образование состояло тогда главным образом в изучении естественных наук - астрономии, медицины - и математики, а также магии. Главные представители такого образования были жрецы. В деле великого служения Моисея истине Божией внешняя мудрость должна была сделаться одним из орудий, способствовавших его успеху.

Был силен в словах и делах. Выражение о силе Моисея в словах не противоречит тому, что сам Моисей говорит о себе, что он не речист и косноязычен (Исх. 4:10); последнее относится к недостаткам его выговора, но это не препятствовало его речи быть сильною тою внутреннею силою, которая выражает сильный дух человека. Можно здесь и то иметь в виду, что уста Моисея, бывшего устами Бога, передавались устами Аарона, и сила этих уст Аароновых вполне могла рассматриваться, как сила уст Моисея, сила духовная, которою он обладал в высшей степени.