Толкования на Деян. 8:1

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 1-25 Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем. А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу. Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. И была радость великая в том городе. Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями. Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся. Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды. Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами. Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие

«Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме» (Деян. 8:1). Не случайно, мне кажется, произошло это гонение, но по устроению (Божию). «И все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» (ст. 1). Видишь ли, как Бог опять попускает быть искушениям? Но посмотри здесь, прошу, как устрояются дела. Они были предметом удивления по причине знамений; будучи бичуемы, нисколько не скорбели; остались на местах; проповедь распространялась; но потом (Бог) попускает великое препятствие: происходит гонение не малое, но такое, что вместе и они должны были бежать (а их боялись, как сделавшихся более дерзновенными), и для всех стало явно, что те, которые боялись и бежали, были люди. Но, чтобы ты после не говорил, будто они все делали только благо­датию и тогда, когда были гонимы, для того те оказались более робкими, а они более дерзновенными. И «все», говорит (писатель), «рассеялись, кроме Апостолов». Итак, я не напрасно говорил, что это гонение было по устроению (Божию); если бы его не было, уче­ники не рассеялись бы. «Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем» (ст. 2). Они оплакивают его или потому, что они еще не были совершенны, или потому, что он был достоин любви и уважения. Вместе с тем и эта печаль, и плач, кроме страха, показывают, что они были люди.

И кто не заплакал бы, видя этого кроткого агнца, поби­того камнями и лежавшего мертвым? Достойную его надгробную надпись оставил евангелист, сказав: «и, преклонив колени, воскликнул громким голосом; и сделали великий плач по нем».

«Кроме», говорит, «Апостолов», показывая тем, что они, желая и при этом случае обратить иудеев, не оставили города; или же они хотели быть и для других образцами дерз­новения. «А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (ст. 3). Великое исступление, как потому, что он был один, так и потому, что входил в дома: до такой степени он отдал душу свою за закон! «Влача», говорит, «мужчин и женщин». Посмотри и на смелость, и на озлобле­ние, и на исступление. Всех попадавшихся ему он подвергал бесчисленным бедствиям, как будто после этого убийства (Сте­фана) сделавшись дерзостнее. Итак, «между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. И была радость великая в том городе. Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия» (ст. 4-10). Заметь, прошу, и другое искушение, т.е. от Симона. «А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями. Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся. Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго» (ст. 11-19). Как, скажут, неужели они не получили Духа? Они получили Духа отпущения (грехов); но Духа знамений еще не получили. А что это так, что они не получили Духа знамений, ясно из того, что Симон, увидев это, пришел просить Его. Гонение тогда особенно и уси­лилось, но Бог опять избавлял их, оградив их знамениями. Так как смерть Стефана не укротила ярости (иудеев), но еще более усилила ее, то учители и рассеиваются, чтобы учение бо­лее распространилось. Но вот, обстоятельства их опять делаются благоприятными и они получают радость. «И была», говорит (пи­сатель), «радость великая в том городе» (ст. 8), хотя (прежде) был великий плач. Так обыкновенно Бог всегда делает, соединяя радости со скорбями, чтобы быть еще более достойным удивления. Не­дуг был в Симоне с давнего времени. Оттого он и при этом (крещении) не освобождается от него. Как же крестили его? Так же, как и Христос избрал Иуду. Он, видя совер­шающиеся знамения, изумлялся, но еще не смел испрашивать благодати знамений, так как видел, что и прочие еще не по­лучили ее. Почему же не лишили его жизни, подобно Анании и Сапфире? Потому, что и в древности собиравший дрова (в суб­боту) был лишен жизни в научение других, но никто дру­гой уже не подвергался тому же самому. Так и теперь посту­пает Петр и, наказав тех, не наказывает этого, но говорит ему: «серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (ст. 20).

И почему они по крещении не получили Духа Святого? Или потому, что Филипп не сообщил (Его), может быть, воз­давая тем честь апостолам, или он сам не имел этого дарования, – потому что был из числа семи (диаконов); последнее можно сказать с большею вероятностью. Отсюда мне кажется, что этот Филипп был из числа семи, второй после Стефана. Он, крестя, не сообщал крещаемым Духа, так как не имел такой власти: это дарование принадлежало одним только две­надцати (апостолам). И заметь: эти (апостолы) не вышли, но по устроению (Божию) вышли (из Иерусалима) те, которые не имели этой благодати, потому что еще не получили Духа Святого. Они получили силу творить знамения, но не получили (силы) сооб­щать Духа другим. Следовательно, это исключительно принад­лежало апостолам. Потому мы и видим, что делают это вер­ховные (апостолы), а не другой кто-нибудь. «Симон же, увидев», говорит (писатель), «что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый». Он не сказал бы так, если бы не происходило чего-нибудь подлежащего чувствам. Так и Павел выразился, когда (свидетельствовал, что) они говорили (разными) языками, Видел ли ты нечестие Симона? Он принес деньги, хотя и не видел, чтобы (апостол) делал это за деньги; следовательно, это не было делом неведения, но делом того, который иску­шал и хотел подвергнуть (его) осуждению. Поэтому и услышал: «нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом» (ст. 21). Опять сокровенное в душе (Петр) обнаруживает, хотя тот и думал скрыть это. «Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды. Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами» (ст. 22-24). На­добно было покаяться от сердца, надобно было плакать, а он только лицемерно делает это. «Может быть, отпустится тебе». Это ска­зал (Петр) не в том смысле, что ему не простится, если бы он и плакал, но так обыкновенно и пророки только угрожают, и не говорят: если сделаешь это, то простится тебе; но (гово­рят), что наказание последует непременно. Но подивись, – прошу, – как они и во время бедствия не оставляют, а продол­жают проповедь: и как подобно тому, как при Моисее (истин­ные) чудеса узнавались по сравнению (с ложными), так точно и здесь. Было волхвование, но эти знамения явно отличались; там не должно бы быть ни одного бесноватого, где (Симон) не малое время действовал на них волхованиями; но как бесноватых было много и расслабленных много, то его (чудеса) не были истинны. Филипп же не только знамениями, но и словом приводил их (к вере), беседуя о царствии и о Христе. «Симон», говорит (писатель), «крестившись, не отходил от Филиппа», – пребывал не для веры, но для того, чтобы самому сделаться таким же. «Которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго». Видишь ли, (это делалось) не просто, но нужна была великая сила, чтобы сообщать Духа Святого? Не все ведь равно – получить отпущение (грехов), или получить такую силу. «Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги». Видел ли он, чтобы прочие делали это? Чтобы (делал) Филипп? Неужели он ду­мал, что они не знали, с какою мыслью приступал он? По­тому Петр хорошо называет это даром, говоря: «серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги». Видишь ли, как они были непричастны деньгам. «Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом». Итак, он делал все неправо, а надлежало быть простым. «Итак покайся: ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды». Это – выражения сильного гнева. Впрочем, он не наказывает его для того, чтобы вера не происходила от необ­ходимости, чтобы она не казалась делом жестоким, чтобы осталось место покаянию; или потому, что для исправления (его) достаточно было обличения, что достаточно было обнаружить (со­крытое) в сердце, чтобы он сознался, что он уличен. Сло­вами: «помолитесь вы за меня» он это сознает и вместе испове­дует. Посмотри, как он, хотя был нечестив, однако уверо­вал, когда был обличен, и теперь сделался смиренным, когда был снова обличен. «Видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся», показывая тем, что все (дела его) – ложь. Не сказано: приступил, но: «изумлялся». Почему же он не сделал этого прежде? Он думал, что может укрыться; думал, что это было делом искусства. Но, так как он не мог укрыться от апостолов, то и приступил. «Нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем». Этот (глас) был явным знаком того, что они исходили, а действия волхвов напротив еще более связывали (уста). «Многие расслабленные и хромые исцелялись». Здесь не было обмана; потому что (исцеленные) должны были ходить и действовать. «Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия». Здесь исполняется сказанное Христом: «восстанут лжехристы и лжепророки» во имя Мое (Мк. 13:22). Но по­чему они не тотчас обличили его? Они удовольствовались тем, что он сам обличил себя; и это было поучительно. Когда же он не мог противиться, то лицемерит, подобно волхвам, ко­торые говорили: «это перст Божий» (Исх. 8:19). А чтобы его опять не изгнали, для этого он и пребывал у Филиппа, и не отходил (от него).

Посмотри, прошу, сколько последствий произошло от смерти Стефана. Они рассеиваются по странам иудейской и сама­рийской; благовествуют слово, проповедуют Христа, совершают знамения; мало-помалу получают дар (Св. Духа). Здесь было сугубое знамение: им дать, а тому (Симону) не дать – это вели­чайшее знамение. «Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие» (ст. 25). Прекрасно сказано: «засвидетельствовав». Они свидетельствуют, может быть, касательно того (Симона), чтобы (верующие) не прельстились, чтобы они были в безопасности, чтобы по неопытности не были часто увлекаемы. «Обратно пошли в Иерусалим». Зачем они опять идут туда, где было гонение, где было начало бедствий, где особенно пребывали убийцы? Как на сражениях поступают военачальники, устрем­ляясь к той части войска, которая ослабевает, точно так де­лают и они. Смотри еще: ученики не прежде приходят в Са­марию, но вследствие гонения, как и при Христе, а потом уже к уверовавшим из самарян посылаются апостолы. «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы», говорит (писатель), «услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна» (ст. 14). Для чего же посылаются? Для того, чтобы избавить их от волхвования, чтобы напомнить учение, которое они слышали от Христа, когда в начале уверовали. Итак, (Симону) напротив следовало попросить, чтобы самому получить Духа Святого; а он, не заботясь о Нем для себя, про­сит, чтобы (иметь силу) сообщать Его другим. И те (семь диаконов) не получили Его так, чтобы сообщать другим; а он захотел стать славнее Филиппа, будучи в числе учени­ков его. «Серебро твое да будет в погибель с тобою». Это – слова не надмевающегося, но учащего. Так как он не употребил сребра, на что должно, то пусть, говорит, оно будет при тебе – таком (нечестивце). Или как бы так сказал: пусть оно погибнет вместе с твоим намерением, потому что ты так низко думаешь о даре Божием, считая его делом совершенно человеческим. Не таков этот дар. Если бы он пришел, как следовало придти, то был бы принят, или, по крайней мере, не был бы отвергнут, как зараза. Видишь ли, как тот гре­шит сугубо, кто думает низко о (предметах) высоких? Поэтому (апостол) повелевает ему два (дела): «покайся и молись, может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего». Так тот за­мыслил дело порочное; потому (апостол) и сказал ему: «может быть, отпустится тебе», – зная, что он неисправим. Он же, со своей стороны, опасался народа и не решился раскаяться. Если бы он не смутился, то сказал бы: я не знал, я поступил легкомысленно; но он был поражен, во-первых, тем, что пред ним совершались знамения, а во-вторых, тем, что сокровенное в душе его сделалось явным. Поэтому он и отправился далеко, в Рим, куда апостол еще не доходил. «И во многих», говорит, «селениях Самарийских проповедали Евангелие». Смотри, как и в самом путешествии они совершали свое дело; они и путешествовали не напрасно.

Гомилии на Деяния Апостолов.

Свт. Лука Крымский

Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии

Побили враги Христовы камнями архидиакона и первомученика Стефана, но злоба их не утихла, а разгорелась пожаром, ибо вот что было дальше: «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем. А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8:2-3).

Началось великое гонение на христиан в Иерусалиме. Это было первое гонение на христиан, а после него в течение трех первых веков, даже до начала четвертого века, было еще десять страшных гонений на христиан от язычников. Если говорить о человеческих жертвах, то гонения от язычников были неизмеримо более страшными и великими, чем это гонение на христиан от иудеев в Иерусалиме. Но если говорить о мотивах, о побуждениях, которые лежали в основе этого гонения, то надо сказать, что это первое гонение — гонение от иудеев в Иерусалиме — было самым страшным, самым греховным, самым ужасным гонением.

Ибо почему гнали христиан римские императоры-язычники? Гнали потому, что в религии христиан, в их поведении видели великую угрозу для своего государства. Надо вам знать, что в те древние времена религия имела чрезвычайно глубокое государственное значение: сила и крепость государства основывались на религии, поэтому всякое покушение на государственную религию представлялось римским императорам как серьезнейшая опасность для их власти и для благосостояния государства. В те времена римским императорам воздвигали статуи по всем городам, и от народа требовалось, чтобы все этим изображениям оказывали божеские почести.

Христиане от этого отказывались — отказывались от поклонения языческим идолам. Немало христиан было и в войске римском и даже в числе придворных, окружавших императора. Императорам римским было невыносимо видеть и слышать, что христиане-воины, христиане-сановники отказывались от участия в государственных всенародных торжествах в честь языческих богов, отказывались украшать жилище цветами, освещать их иллюминацией; отказывались участвовать в торжественном приношении жертв богам языческим. Такое поведение христиан по тогдашним законам каралось смертной казнью. Все те, кто не воздавал божеских почестей статуям императора, кто не оказывал почтения языческим богам, осуждались на смерть.

В основе языческих гонений лежало опасение римских императоров за благосостояние и даже целостность их государства. В христианах они видели врагов государства, и потому жестоко преследовали их. Потому некоторые из римских императоров задались целью истребить всех христиан.

И удивительное дело: именно самые лучшие из императоров римских были самыми жестокими гонителями христиан. Исключительно жестокое гонение было при императоре Марке Аврелии, а этот император стоял очень высоко по своим умственным и нравственным качествам: это был император-философ, который написал чрезвычайно глубокое сочинение о нравственности, о нравственных обязанностях людей. И именно этот император, лучший из всех, был жестоким гонителем христиан, был гонителем потому, что, при глубине ума своего, понимал: победа христианства опасна для римского государства.

Императоры-язычники нисколько не питали ненависти к христианам, они презирали их как людей, которые воздавали божеское поклонение несчастному Иудею, распятому на Кресте. Презрение, а не ненависть питали они к христианской религии и к словам Господа Иисуса. А что лежало в основе иудейского гонения на христиан в Иерусалиме? В основе этого гонения лежала именно ненависть ко Христу. Первосвященники, книжники и фарисеи не могли слышать равнодушно и спокойно имени Христова. Всеми силами души они ненавидели Христа, своего Мессию, своего Спасителя, Того, о Ком древние пророки предвозвестили в писаниях своих. Так вот и посмотрите, какое гонение было страшнее? Конечно, это именно иудейское гонение, а вовсе не гонение от языческих императоров.

Как же вели себя христиане при этом первом гонении на них? Все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Бежали, рассеялись, но не перестали проповедовать во всех тех местах, куда бежали. С великим жаром, с великой верой, с любовью ко Христу. Остались в Иерусалиме одни апостолы. Видите бесстрашие святых апостолов: они остались в Иерусалиме после того, как был убит апостол Иаков Зеведеев, брат Иоанна; остались после побиения камнями архидиакона Стефана; не бежали из Иерусалима, когда началось страшное гонение от иудеев.

Что давало им силы остаться при столь тяжкой смертельной опасности? Только сила Духа Святого, Который сошел на них в день Пятидесятницы. Получили они через Него духовную безграничную силу, несравненное дерзновение, веру совершенно непоколебимую — и они остались в Иерусалиме. Они ничего не боялись, ибо с ними был Христос. Преклонимся же перед этим величием духа святых апостолов.

Но посмотрим, всегда ли в дальнейшей истории Церкви преемники святых апостолов — епископы — поступали так, как в это гонение поступали святые апостолы. Нет, далеко не всегда; епископы поступали по-разному: некоторые оставались в своих епархиях, несмотря на гонения, как остались святые апостолы в Иерусалиме, другие избегали преследований или скрывались, всеми силами стараясь избегнуть гонений. Что же, будем ли мы осуждать их за это? Нет, не будем. Ибо по своей ли воле поступали они так? Нет, не по своей: очень многим из них было внушено от Духа Святого, что они должны скрыться и беречь себя во время страшного гонения. Это было чрезвычайно важно для Церкви, ибо Церковь без епископов существовать не может. Это знали язычники и в первую очередь разыскивали именно епископов, чтобы их умертвить. А Дух Святой внушал многим и многим из епископов, что они должны хранить себя до последней возможности.

Великий Афанасий, Архиепископ Александрийский, 20 лет провел в изгнании, четыре раза лишался кафедры своей и почти каждый раз скрывался от гонений. Это было по внушению от Бога. Он был великим и могучим воином Христовым, которого нужно было сохранить для Церкви.

Позавчера мы праздновали память святой мученицы Пелагии, удивительной девушки, которая предпочла страдания и смерть за Христа браку с самим императором. Она была язычницей, но чудесным образом была обращена ко Христу святым Клиноном, епископом города Тарса. Этот епископ, по прямому и непосредственному повелению Духа Святого, скрывался во время жестокого гонения от преследований и долгое время поддерживал дух своей паствы. Он крестил Пелагию.

Мы, предстоятели Церкви, преемники святых апостолов, не всегда, не при всяких условиях обязаны поступать как апостолы при первом гонении от иудеев. Запомните это. Если вы знаете из истории Церкви, что нередко епископы берегли себя от опасностей во время гонений, то не осуждайте их, знайте, что епископы поступали так по высшему побуждению, по внушению от Духа Святого, а Святой Дух владеет сердцами человеческими.

Когда побивали камнями архидиакона Стефана, тогда свидетели и исполнители казни положили одежды свои у ног юноши именем Савла. Савл терзал Церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8:3). Кто был этот Савл? Это был будущий великий апостол Павел. Он был жестоким гонителем христиан, а Дух Святой снисшел в его сердце и из гонителя христиан сделал величайшим апостолом, славнейшим и глубочайшим проповедником о Христе. Дух Святой руководит теми, которых ставит во главе Церкви.

По внушению Духа Святого поступают пастыри ваши, и если вам кажется, что они неправильно поступают, когда берегут себя, не судите их, ибо суд над ними принадлежит не вам, а Самому Богу. Будьте покорны тем, кого Бог поставил пастырями вашими, ибо они молятся о вас и жизнь свою посвящают спасению вашему. А вы покорно следуйте по тому пути в Царство Божие, который они указывают вам.

Спешите идти за Христом. Первое гонение на христиан.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии

Савл, будущий Павел апостол, соизволял убийству святого мужа, каков был Стефан. Какие чудные превращения! Мир нравственный богат такими примерами.

Дневник. Том I. 1856.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 1-4 Савл же бе соизволяя убийству его. Бысть же в той день гонение велие на церковь иерусалимскую: вси же разсеяшася по странам иудейским и самарийским, кроме апостол. Погребоша же Стефана мужие благоговейнии, и сотвориша плачь велий над ним. Савл же озлобляше церковь, в домы входя, и влача мужы и жены, предаяше в темницу. Разсеявшиися же, прохождаху благовествующе слово

Сами апостолы, говорит Лука, не рассеялись, но остались в Иерусалиме, потому что где сильнее нападение, там должны находиться и лучшие борцы и быть для других примером мужества и смелости. Погребоша же Стефана мужие благоговейнии. Если они были благоговейнии, то как же они плачь сотвориша? Это потому, что они не были еще совершенны. С другой стороны, кто бы и не заплакал, лишившись такого учения, такой защиты и таких чудес, и видя этого праведного, лежащего мертвым и побитого камнями? Савл же озлобляше церковь. Великое бешенство: и быть одному и врываться в домы. Это потому, что он душу свою предал за закон.

Толкование на Деяния святых Апостолов.

Беда Достопочтенный

Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии

Это есть то, что заповедал Сам Господь: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой (Мф. 10:23); ведь именно по Его мановению случилось так, что горестное событие стало причиной к распространению Благовестия.

Изложение Деяний Апостолов.

Лопухин А.П.

Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии

Савл же одобрял убиение его, Стефана. В этом сознается впоследствии сам он (Деян. 22:20).

В те дни - en ekeinh th hmera… - слав. в той день. Дело, очевидно, происходило так: фанатическая толпа убийц, озверев от крови Первомученика, возвратилась в город и произвела настоящий погром христиан, пока не распространившийся далее Иерусалима. По церковному преданию, жертвами этого погрома легло до 2000 христиан, в числе коих был другой диакон - Никанор. (Чет. -Мин. 28 июля).

Все, кроме апостолов, рассеялись, - может быть, припомнив слова Господа (Мф. 10:23). Апостолы остались, по толкованию Феофилакта, потому, что «где сильнее нападение, там должны находиться и лучшие борцы и быть для других примером мужества и смелости…»

Толковая Библия.