Толкования на Деян. 9:3

Свт. Иоанн Златоуст

Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба

См. Толкование на Деян. 9:1


Для чего прежде не голос сошел, но свет осиял его? Чтобы он спокойно выслушал голос. Человек, слишком занятый каким-нибудь делом и объятый сильным гневом, если и тысячи (людей) будут звать его, не обращается к ним, потому что он весь предан своему предмету: так, чтобы не случилось этого и с Павлом, чтобы он, опьяненный неистовством от (прежних своих) дел, не отвергнул голоса, или даже совсем не услышал его, вследствие того, что все мысли свои обратил на опустошение (церкви), Христос светом сперва ослепил глаза его, укротил ярость, усмирил совсем душевную бурю, и водворил в сердце его совершенную тишину, и потом уже испустил голос, дабы (Савл), после того, как низложится в нем гордость, уже трезвою мыслью внимал словам (Господа). «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» Слова не столько упрекающего, сколько защищающегося! «Что ты гонишь Меня?» В чем, малом или великом, можешь упрекнуть Меня? Чем ты обижен от Меня? Тем ли, что Я воскресил ваших мерт­вецов, очистил прокаженных, изгнал демонов? Но за это надлежало покланяться Мне, а не гнать Меня. И чтобы тебе увериться, что эти слова: «что ты гонишь Меня?» суть более слова за­щищающегося, послушай, как и Отец Его (Иисуса Христа) обра­щался к иудеям с такими же словами. Как Он говорит: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» – так и Тот говорил иудеям: «Народ Мой! что сделал Я тебе и чем отягощал тебя?» (Мих.6: 3)? «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» – Вот ты лежишь на земле, вот ты связан без цепи! Точно как господин, словив и связав раба, многократно бегавшего и делавшего много худого, говорит ему – связанному: что мне теперь сделать с тобою? вот ты в руках моих? – так и Христос, взяв Павла, поверг на землю, и видя, что он трепещет, испуган и не может ни­чего делать, говорит: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» К чему будет эта ярость? К чему неистовство? К чему неблаговремен­ная ревность? К чему оковы и нападения? К чему эта свире­пость? Вот ты будешь теперь неподвижен, и не увидишь гони­мого; ты, который быстро ходил и бегал везде, теперь нужда­ешься в вожатом. Действительно, Христос для того и говорит ему теперь: «что ты гонишь Меня?» чтобы он знал, что и в предшедшее время (Господь) уступал ему добровольно, что ни прежнее (попу­щение) не происходило от слабости, ни настоящее (поражение) от жестокости, но и то от человеколюбия, и это от благопопечительности.

Беседа к упрекавшим за обширность вступлений.

Прп. Ефрем Сирин

Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба

…смиренный голос сопровождал этот яркий свет, так чтобы наш Господь смог произвести вспомоществование для гонителя из [сочетания] смиренного и возвышенного, так же как все Его вспомоществования произведены от [сочетания] малости и величия. Удержи смирение Господа нашего от колыбели до могилы. <…> Она не была лишь смиренной природой или лишь возвышенной природой, но [это были] две природы, смешанные одна с другой: возвышенная и смиренная.

Проповедь о Господе нашем.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 3-9 Внегда же ити, бысть ему приближитися к Дамаску, и внезапу облиста его свет от небесе: И пад на землю, слыша глас глаголющь ему: Савле, Савле, что Мя гониши? Рече же: кто еси Господи? Господь же рече: Аз есмь Иисус, егоже ты гониши: жестоко ти есть противу рожну прати. Трепеща же и ужасаяся, глагола: Господи, что мя хощеши творити? и Господь рече к нему: востани и вниди во град, и речется ти, что ти подобает творити. Мужие же идущии с ним стояху чудящеся, глас убо слышаще, но никогоже видяще. Воста же Савл от земли, и отверстыма очима своима ни единаго видяше: ведуще же его за руку введоша в Дамаск. И бе дни три не видя: и ни яде, ниже пия

Видение произошло не в городе, но на пути и в тишине, потому что толпа не поверила бы, а только посмеялась бы, так как и там (при Иисусе Христе) слышавшие голос с неба глаголаху, яко гром бысть (Ин. 12:29), а этот Савл заслуживал вероятия, потому что рассказывал о том, что с ним случилось. Итак не в Иерусалиме и не в Дамаске, но на пути облиста свет, чтобы то, что с ним случилось, иные не стали объяснять иначе, но чтобы сам он объяснил это, так как он заслуживал вероятия, потому что он и видение видел и болезнь претерпел. Это говорит Павел и защищаясь пред Агриппою (Деян. 26:12-18). Савле, Савле, что Мя гониши? Христос не говорит ему: веруй, но упрекает его, говоря: что Мя гониши? Почти что говорит: что малое, или великое ты потерпел от Меня, что ты Мне делаешь это? Аз есмь Иисус, егоже ты гониши. Это сказано вместо: не думай, что ты враждуешь против людей, но - против Меня, Господа твоего. Для чего это явление и вразумление Савлу не было сделано вначале? Для того, чтобы показать, что Христос действительно воскрес. Потому что как уверовал бы гонитель Его и неверующий Его воскресению, и таким образом неистово преследующий верующих, если бы сила воскресения Его не была велика? А почему не тотчас же после воскресения? Чтобы очевиднее обнаружилась вражда против учения о воскресении и более божественным явилось превращение в образе мыслей Павла. Мужие же идущии с ним стояху чудящеся, никогоже видяще. Всех и бывших с ним осиявает свет, чтобы они свидетельствовали об этом явлении, но ослепляет он не всех, а одного только Павла, чтобы не подумали, что это было общее и как бы случайное несчастие, но чтобы открылось, что это было вполне действие Божественного промысла. Почему же не уверовали бывшие с ним? Чтобы они могли быть достоверными свидетелями того, что случилось с Павлом. Потому что, если бы они уверовали, то показалось бы, что они свидетельствуют по пристрастию. А чей голос слышали бывшие с Павлом? Голос самого Павла, когда он отвечал, а голос небесный слышал один он. Поэтому-то здесь и сказано: Мужие же идущии с ним стояху чудящеся, глас слышаще, то есть, голос Павла, никогоже видяще, кому он отвечал. Рассказывая далее, сам Павел говорит: бывшие со мною видели свет и устрашились, но говорившего мне голоса не слышали (Деян. 26:14). И отверстыма очима своима ни единаго видяше. Очи Павла пострадали; потому что избыток света обыкновенно действует болезненно, так как и глаза имеют меру. Говорят также, что чрезмерный звук делает глухими и бесчувственными. И бе дни три не видя: и ни яде, ниже пия. Для чего он сделал это? Потому, что он очень раскаивался в том, что преследовал Церковь, и печалился и молился и просил Бога, чтобы было прощено ему это.

Толкование на Деяния святых Апостолов.

Прп. Макарий Великий

Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба

И «осиявший» блаженного Апостола Павла, бывшего на пути (в Дамаск), «свет» Духа, который был ярче солнца небесного, силою которого он удостоился благодати, не был просвещением мыслей и знания, но — Божественным озарением души силою Духовного света и Божественным откровением небесных тайн, так что плотские глаза его, не выдержав переизбыток осияния, ослепли от света, и ему открылась полнота знания и Бог поистине познался душе.

Собрание рукописей типа I. Слово 58.

Лопухин А.П.

Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба

Внезапно осиял его свет с неба (ср. Деян. 22:6 и д. ). Дееписатель не говорит здесь прямо, но дальнейшие черты сказания и сам Апостол Павел ясно дают понять, что в сиянии света небесного явился телесным очам Савла Сам Господь Иисус в Богочеловеческой прославленной плоти (ср. ст. 17, 27; Деян. 22:14; 1 Кор. 9:1; 15:5-8). Это видение Господа, поставляемое Павлом в одну категорию с явлениями Господа апостолам по воскресении, вероятно, было очень кратковременно, ибо Савл упал и глаза его были ослеплены (ст. 8).