Толкования на Деян. 10:2

Свт. Иоанн Златоуст

благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу

См. Толкование на Деян. 10:1

Свт. Филарет (Дроздов)

благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу

См. Толкование на Лк. 9:28

Прп. Симеон Новый Богослов

благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу

Корнилий – муж благоговеин и бояйся Бога со всем домом своим. Не себя только одного держал он в страхе Божием, но и всех, живущих в доме его, научил бояться Бога. И сие добро есть и приятно пред Богом (1Тим.2:3), да печется всяк не о том одном, что ему собственно полезно, но и о том, что полезно всем, живущим вместе с ним. Таким образом сотник оный, прежде чем научен был Апостолами, уже исполнял заповедь апостольскую, которая повелевает: никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо (1Кор.10:24). Творил он также и милостыни многи, и Богу молился день и ночь; и таким образом прежде, чем уверовал, явно исполнял заповедь Господа нашего и Бога, которая повелевает: бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф.26:41), и еще: просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам (Мф.7:7). Видишь, что делал этот неверующий еще во Христа и почти язычник? Не слышал еще он слова благовестия, а уже усердно исполнял заповеди евангельские, прежде чем научен им был от кого-либо. Просил он посредством благоговеинства, и получил; искал посредством милостыни, и нашел; толкал посредством поста и молитвы, и отверзалось ему.

Слова (Слово 11-е).

Блаж. Августин

благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу

Обычно ведь говорят, что он, следовательно, заслужил веру, потому что был добрым мужем и до того, как уверовал. Это может быть сказано о Корнилии, чьи милостыни были приняты и молитвы услышаны до того, как он уверовал во Христа: все-таки он творил милостыню и молился с какой-то верой. Ибо как он призывал Того, в Кого не верил? Но если бы он мог быть спасен без веры во Христа, то зодчий апостол Петр не посылался бы для его созидания. Как бы то ни было, если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его (Пс. 126:1). И нам говорится, что вера от нас, а прочее − от Господа, касающееся дел праведности: как будто бы вера не относится к зданию; как будто к зданию не относится фундамент. Поэтому, если вера имеет непосредственное и прямое отношение, то тщетно работает заявляющий о строительстве веры, если только Господь ее не созиждет изнутри милосердием. Итак, сколько бы и прежде он не верил во Христа, и когда начал верить, и когда уверовал, Корнилий хорошо потрудился, все должно быть отдано Богу, чтобы кто-то случайно не возгордился.

О предопределении святых.

Блаж. Феофилакт Болгарский

благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу

См. Толкование на Деян. 10:1

Лопухин А.П.

благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу

Боящийся Бога… молившийся Богу. Эти выражения показывают, что Корнилий был почитателем Единого истинного Бога, о Котором, вероятно, узнал из соприкосновения с иудеями и их Богопочтением, но чтил по-своему, как подсказывало ему набожное сердце, самостоятельно и независимо от форм еврейского Богопочитания.