Толкования на Деян. 10:9

Свт. Иоанн Златоуст

На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться

См. Толкование на Деян. 10:1

Прп. Антоний Великий

Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться

Верховный апостол Петр показывает нам также пользу уединения. Когда он был в уединении, то видел отверстое небо, спускающуюся к нему скатерть и слышал глас Божий, после чего скатерть вскоре опять взята была на небо.

Равным образом и пророк Иезекииль, когда видел животных, из которых каждое для означения славы Божией имело четыре лица, был не в городе или в селении каком-нибудь, но в поле, потому что Бог велел ему выйти туда и там показал ему славу Свою.

Словом, Божественные видения и явления святым случались всегда на горах и в пустынях.

Письма к монахам.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 9-16 Воутрие же путшествующым им и ко граду приближающымся, взыде Петр на горницу помолитися, о часе шестом. Бысть же приалчен и хотяше вкусити: готовящым же онем, нападе нань ужас. И виде небо отверсто, и сходящ нань сосуд некий яко плащаницу велию, по четырем краем привязан, и низу спущаемь на землю: В немже бяху вся четвероногая земли и зверие и гади и птицы небесныя. И бысть глас к нему: востав Петре заколи и яждь. Петр же рече: никакоже Господи: яко николиже ядох всяко сверно или нечисто. И се глас паки к нему вторицею: яже Бог очистил есть, ты не скверни. Сие же бысть трищи: и паки взяся сосуд на небо

Посмотри, как Дух сводит времена и делает, что это совершается ни раньше ни позже. Взыде Петр на горницу помолитися, о часе шестом, то есть, в особом месте и в тишине, как на крыше. Нападе нань ужас, и виде небо отверсто. Ужас (ἔκστασις) означает и изумление при виде чуда и то состояние, когда человек не владеет своими чувствами, будучи восхищен в мир духовный. Итак ему было как бы духовное видение. И сходящ нань сосуд некий яко плащаницу. Первейший из апостолов Петр имел нужду в божественном откровении относительно призвания к христианской вере язычников; потому что он не знал, что обрезание и необрезание не делают разницы по отношению к вере. Он конечно не знал ясно, что Господь сказал, чтобы, когда открылось служение верою, то были научаемы этой вере и язычники, не знал до тех пор, пока неизреченная воля Его посредством этого явления не открыла эту тайну, убедивши его в этом с одной стороны примером посредством плащаницы, а с другой стороны тем, что и язычникам была преподана благодать Святого Духа по обращении их к вере, убедивши, что во Христе нет различия между иудеем и эллином. По четырем краем привязан, и низу спущаемь на землю. Четыре края показывают четыре стихии, явившийся сосуд означает грубейший мир, а различные животные суть символы состояния людей. Символом всей вселенной был этот человек Корнилий с крайнею плотию; потому что он не имел ничего общего с иудеями. Его Петра все стали бы обвинять как законопреступника, и потому Духом устрояется, чтобы он имел защиту; поэтому-то он и возражает ангелу. Потому что он должен был вполне соблюдать закон. Итак это устрояется для того, чтобы его не стали обвинять. Может быть, он преклонивши колена, видел видение. И божественным делом было случившееся, то есть, что он видел высшее, и был в состоянии исступления и слышал оттуда голос, и что трижды исповедывал, что там животные нечистые; а то, что сосуд оттуда с неба снисшел и туда вознесся, это великое доказательство чистоты. Итак это совершается для тех, кому имеет быть рассказанным. Потому что Петр сам слышал повеление Господне: на путь язык не идите (Мф. 10:5). Если имел нужду в обрезании и в принесении жертвы даже Павел, то тем более тогда в начале проповеди, когда они были очень немощны. Но не обо всех Петр сказал, что они скверны и нечисты, а только о тех, которых и закон назвал скверными и нечистыми. А Бог, начертавший образ своей Церкви, сказал, чтобы она не считала для себя ничего нечистым. Потому что ему человеку все чисто, что он принимает с благодарением и благословением Божиим. Но если здесь содержалось приточное указание относительно призвания народов, чтобы, то есть, не считали имеющих необрезанною крайнюю плоть скверными и нечистыми, то все-таки речь Петра содержала указание не на людей, но на животных, запрещенных законом Моисеевым. Потому что виды животных принимаются вместо свойств человеческих, а из описания видения Петрова известно, что в сосуде, сшедшем с неба, были все роды животных: пресмыкающихся, птиц и четвероногих. Потому что слово прикровенно изображает, что имеющие обратиться к вере находятся под владычеством разных грехов, что они уподобились или четвероногим по жестокости, или пресмыкающимся по ядовитости, или птицам по легкости и непостоянству своей природы. И притом змеи принимаются за символ саддукеев и фарисеев, а лисица за символ Ирода, и возбужденные страстию к половому сближению кони за символ людей сладострастных; овцы − за людей незлобивейших, козлята − за необщительных и безучастных, а ежи − за богатых; об них Господь сказал, что они своими колючками прокалывают слово и делают его бесплодным. И се глас паки к нему вторицею: яже Бог очистил есть, ты не скверни. По-видимому, голос относится к нему Петру, а между тем все говорится к иудеям. Потому что, если терпит порицание этот учитель, то тем более они заслуживают этого.

Толкование на Деяния святых Апостолов.

Ориген

На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться

Действительно, апостол Петр, когда был в Иоппии и захотел молиться, взошел на верх дома. Я полагаю, что то, что он не захотел молиться внизу, но взошел на верх дома, было сказано не случайно. Ведь решение такого апостола не случайно выбрало верх дома для молитвы, но, как я полагаю, чтобы показать, что Петр, который умер со Христом (Рим. 6:8) , искал горнего, где Христос сидит одесную Бога (Кол. 3:1), а не земного (Кол. 3:2). Пусть он поднимется туда, на те кровли, на те крыши, о которых и Господь говорит: Кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего (Мф. 24:17). Затем знай, что мы не говорим этого, возбуждая подозрения о Петре, что он взошел на верх дома, и по здравом размышлении ты это поймешь. Он сказал: «Он взошел на верх дома помолиться и увидеть отверстое небо». Не кажется ли тебе, что Петр не только телом, но и разумом и духом находился на верху дома? <…> Хорошо, что Петр остается у кожевника, возможно, у того, о котором говорит Иов: Ты кожею и плотью одел меня (Иов. 10:11).

Гомилии на Книгу Левит.

Беда Достопочтенный

На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться

Это символизирует Церковь, которая по оставлении земных вожделений будет иметь жительство на небесах.

В шестой час Петр взалкал посреди молитв и взалкал спасения мира, который Господь в шестой возраст века пришел найти и спасти; что и Он Сам хотел показать, когда в этот же час дня почувствовал жажду у колодца самарянки (Ин. 4:5-7).

Изложение Деяний Апостолов.

Аратор

На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться

В жаркий полдень Петр поднимается на верх дома помолиться. Вид с высокого места наставляет Петра устремляться всегда к небесному, а не к земному. Указание на шестой час напоминает о времени, когда Христос приходит в мир явить Свою, дарующую спасение, силу, и о числе дней, в которые Он творит мир, и в этот же самый час освобождает его от власти греха. Еще, как говорят, в этот же час утомленный в пути Учитель, сидя у колодца, просит чашу воды у самарянки (Ин. 4:6-14), чтобы повсюду излить отдохновение от источника Своей Церкви… В тот же самый час Петр почувствовал голод, когда Его божественный Учитель испытывал жажду. Поскольку Он всегда по Своей любви дарует все большую милость, пусть возрадуется земля, ведь эта алчба будет утолена. Она изобилует сладостью больше всего, и участие в небесной трапезе никого не оставляет ненасыщенным.

История апостолов.

Лопухин А.П.

Ст. 9-10 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление

На другой день… около шестого часа − от Кесарии до Иоппии около 40-45 верст. Посланные Корнилием после 9 часа (после 3 час. вечера, ст. 3) и, вероятно, отправившиеся в тот же день вечером − могли прибыть в Иоппию на другой день к полудню (около шестого часа).

Взошел на верх дома помолиться. Плоские крыши домов на Востоке являются весьма удобным местом для молитвы. Сюда взошел и Петр для молитвы в урочный час.

Пришел в исступление − επέπεσεν ἐπ᾿ αὐτὸν ἔκστασις − точнее слав.: нападе нань ужас − напал на него экстаз − такое состояние, когда «человек не владеет своими чувствами, будучи восхищен в мир духовный» (Феофил., ср. Злат.).