Толкования на Деян. 10:10

Свт. Иоанн Златоуст

И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление

См. Толкование на Деян. 10:1

Свт. Григорий Нисский

И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление

Знаю, что и блаженный Петр во время такого исступления одновременно испытывал алчбу и опьянение. Прежде принесения телесной пищи, когда он почувствовал голод и хотел есть, а домашние приготовляли ему трапезу, он пришел в божественное и трезвенное исступление, во время которого выходит из себя и видит евангельское полотно, за четыре угла спускаемое с неба, которое заключает в себе весь род людей, принявших многоразличные образы тех птиц, и четвероногих, и гадов, и зверей, которым они поклонялись. То, что в них было звероподобного и бессловесного, повелевает Слово Петру заколоть, чтобы после их очищения оставшееся стало годным в пищу. Но неповрежденным преподается верное учение еще и благодаря тому, что не единожды изрек Божественный глас: Не скверно то, что очистил Бог, но троекратно повторено это утверждение, чтобы признали мы благодаря первому гласу в очищающем Боге Отца, благодаря второму еще и то, что очищающий Бог − это Единородный Сын, а благодаря третьему также и то, что очищающий все нечистое Бог есть Святой Дух.

Гомилии на Песнь Песней.

Свт. Амвросий Медиоланский

И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление

Чего хочет Писание, которое учит, что Петр постился, и ему, постящемуся и молящемуся о собирающихся креститься народах, было показано таинство, если не показать, что сами святые, когда постятся, приобретают еще большую силу? Ведь и Моисей, когда постился, получил закон (Исх. 34:28). Также и Петр, когда постился, был научен благодати Нового Завета. А Даниил, благодаря посту, закрыл львиные пасти и увидел дела будущих времен (Дан. 6:10-8:27; 9:2-3). И какое для нас может быть спасение, если постом мы не смоем наших грехов, ибо Писание говорит: Пост и милостыня освобождают от греха (Тов. 12:8-9).

Письма, не вошедшие в собрание.

Блаж. Феофилакт Болгарский

И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление

См. Толкование на Деян. 10:9

Дидим Слепец

Ст. 10-11 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю

Инакомыслящие (Манихеи или некая гностическая секта), вводящие [разные] природы, говорят, что люди, называемые из-за простоты нравов собаками и свиньями, не могут получить спасения и что Спаситель запретил давать им святыню и божественный жемчуг. Кроме этого, они говорят, что называемые хищными волками и лисами и вообще все, носящие имена бессловесных животных, являются злыми по природе. Им следует возразить, что на основании настоящего видения никто из них не является злым по природе, но по склонности. Ведь Господь, желая научить Петра не отвергать никакого человека как лишенного святости или нечистого, спустил с неба на землю за четыре угла некий сосуд, похожий на полотно, где находились все виды бессловесных животных. Петру было приказано есть их, принеся жертву. Он же, как раз соблюдая иудейские обычаи и решив, что видение является чувственным, отказался, сказав, что никогда не ел ничего скверного и нечистого. Когда он это сказал, Божественный голос ему возразил: Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян. 10:15). Поняв из этого, что эти слова были сказаны о людях, Петр сказал, что Господь ему показал, что никто из людей не является нечистым по природе. Поэтому он без возражений отправился к Корнилию, желающему со всеми домашними получить пользу от евангельского учения. Так было показано, что четвероногие, пресмыкающиеся и пернатые, относясь к характерам людей, угодны Богу. Не из-за противной природы было запрещено давать святыню или жемчуг собакам и свиньям (Мф. 7:6), но из-за сквернейшего характера, который можно сохранить, не будучи собакой или свиньей. Так, женщина сирофиникиянка (Мк. 7:25-30) благодаря вере стала человеком из «собаки», поэтому Иисус дал ей хлеб, принадлежащий детям. Писание говорит: Петр пришел в исступление и видит отверстое небо. Решившие стать учениками исступленных женщин (например, фригийцы), утверждающие, что они пророки, движимые Святым Духом, не понимают своих собственных высказываний в момент пророчества. Они считают, что доказательством этому служит данный отрывок, говорящий, что Петр пришел в исступление. Но пусть безрассудные и безумные люди знают, что это слово обозначает многое. Ведь это означает и потрясение в связи с удивлением, и то, что произошло движение чувств, направленное к духовному − так же, как и помешательство, − но этого не должно говорить ни о Петре, ни о пророках. Из этих слов следует другое. Безусловно, Петр, будучи в исступлении, идет, чтобы сообщить о том, что он увидел и услышал и что обозначало явленное ему видение. Это ты можешь сказать и обо всех пророках, следующих за теми видениями, которые, как они говорили, они видели. Ведь они были мудры, воспринимая от тех же самых уст то, что они объявляли. Ибо Господь после воскресения ясно повелел им научить все народы. И почему находящиеся в Иерусалиме апостолы, услышав о произошедшем с Корнилием, могли состязаться с Петром? Ведь главный апостол, всесвятой Петр, очень нуждался в Божественном откровении о народах. Он не знал, что в вере нет различия между обрезанием и необрезанием. Он также твердо не знал, что отдельно от почитания по закону должны быть научены народы, как сказал Господь, пока не явится таинство Его неизреченного совета и откровения. Напримере с тканью и через благодать Святого Духа, данную по вере народам, Он показал, что во Христе нет различия между иудеем и эллином.

Катены на Деяния Апостолов.

Лопухин А.П.

И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление

См. Толкование на Деян. 10:9