Толкования на Деян. 10:14

Свт. Иоанн Златоуст

Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого

См. Толкование на Деян. 10:1

Свт. Кирилл Александрийский

Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого

Закон духовен и не дает объяснений видимым понятиям. Поэтому, когда святой Петр все еще желает следовать иудейским обычаям и словно медлит идти к лучшему, будучи побежденным почтительностью перед этими образами, Бог посылает большое полотно с неба с изображенными на нем животными, которые по закону загадочным образом, как я сказал, считались нечистыми. И Он приказал Петру их заколоть и, если он это выберет, съесть. Когда же ученик пришел в смятение и сказал, как иудей: Господи, я никогда не ел ничего скверного и нечистого, и никогда в мои уста не входило никакой нечистой пищи», − раздался голос Господа, при этом Бог почти что порицал его и ясно говорил: Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян. 10:15). Затем оказалось, что пришло время, когда тени должны были сделаться истиной. Переход от образов к истине исполнился, что должно было показать, что они были там помещены не без причины, как думают некоторые. Следовательно, Законодатель не считает свинью или других животных то чистыми, то нечистыми, но всегда хорошими, ибо написано: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1:31) и благословил это. В силу того, что все создания возникли и обрели жизнь, они естественно в себе самих будут заключать добро. Итак, хотя свинье не свойственно жевать жвачку, она, тем не менее, не является нечистым животным, а таким, которое вполне можно есть. Относящееся к его (животного) собственной природе никоим образом никого не осквернит. Как я сказал, закон является образами и тенью до времени исправления (Евр. 9:10).

Против Юлиана.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого

См. Толкование на Деян. 10:9

Прп. Максим Исповедник

Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого

См. Толкование на Деян. 10:11

Лопухин А.П.

Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого

Так как голос шел из отверстого неба, то Петр отвечает ему привычным обращением Господи, ощущая сердцем, что видение исходило именно от Господа Иисуса Христа.

Смысл и цель всего этого видения были таковы: все животные, бывшие в полотне, символически представляли все человечество: чистые животные означали народ еврейский, нечистые − язычников. Крестною смертью Христа Спасителя, как жертвою Богу, принесенною за весь мир, исходатайствовано очищение равно всем, не только иудеям, но и язычникам, которые вместе и должны войти в Церковь Христову, Царство Мессии, идеально чуждое всякой скверны или порока, как омытое и омываемое непрерывно кровью Агнца Божия. При этом дается понять и то, что для очищения язычников и вступления их в Церковь Христову не требуется никакого посредства иудейских внешних обрядов и установлений, имевших и для самого иудейства временный преходящий характер. Право на означенное вступление дается исключительно всеобъемлющим значением Крестной Жертвы Сына Божия.