Толкования на Деян. 10:38

Свт. Иоанн Златоуст

как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним

См. Толкование на Деян. 10:23

Свт. Василий Великий

как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним

Он − Помазанник (Христос) ради Духа и ради помазания в Духе. Конечно же, не через кого-то, кто чужд Божества, помазание Христа и имя Христа и христиане, получившие свое имя от Него. Справедливо бы мог предаться печали любой, если именование нашего спасения берет начало от твари и происходит от твари, и если по заслугам раба сыновство получаем. Тварь не освятит твари, но Единственным Святым вселенная освящается (Кол. 1:16), Который говорит Сам о Себе: Я освящаю Себя (Ин. 17:19). Но Он освящает Духом Святым… Посему Дух − не тварь, но образ святости Божией и источник святыни для всех. Мы призваны во святыни Духа (2 Фес. 2:13), как учит апостол. Он нас обновляет и вновь показывает нас образами Бога, банею пакибытия и обновления Духа Святого усыновляемся мы Богу.

Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия.


И пусть никого не вводит в заблуждение то, что апостол имена Отца и Святого Духа, говоря о крещении, часто опускает. Пусть никто на основании этого не подумает, что не обязательно призывание имен. Все вы, − говорит Павел, − во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3:27). И еще: Все вы, во Христа крестившиеся, в смерть Его крестились (Рим. 6:3). Потому что имя Христа есть исповедание всего. Оно указывает и на помазующего Бога, и на помазанного Сына и на само помазание − Духа. Так учит нас и Петр в Деяниях: Иисуса из Назарета, Которого помазал Бог Духом Святым, − и Исайя: Дух Господень на Мне, Его же ради помазал меня (Ис. 31:1), − и псалмопевец: Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости (Пс. 44:8). Кроме того, очевидно, что иногда об одном Духе говорится при упоминании о крещении: Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело (1 Кор. 12:13). В согласии с этим находится и следующее: Вы… будете крещены Духом Святым (Деян. 1:5), − и еще: Он будет крестить вас Духом Святым (Лк. 3:16). Но на основании этого совершенным никто бы не назвал крещения, в котором призвано только имя Духа.

О Святом Духе.

Свт. Григорий Нисский

как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним

Но Сын Царя, обладающий всем, что принадлежит Отцу, и Сам Царем возвещается Священным Писанием. Дух же Святой есть помазание Единородного, говорит Божественное Писание, на убедительном примере прочно установленных обычаев поясняя достоинство Духа. Как в Ветхом Завете для тех, кого возводили на царство, внешним знаком этого достоинства было совершаемое над ними помазание, и только после его совершения подчиненное положение обращалось могущественным уделом, и еще одно имя получал удостоившийся этой благодати, кроме обычного человеческого нарекаясь помазанником Господа. Так и достоинство Святого Духа людям открыто, символом Царства или помазанием в Писании названо, поскольку мы учим, что славу и Царство Единородного Сына Божьего разделяет и Дух Святой. Как у людей невозможно было вступить в царское достоинство без совершения помазания, так это именование убеждает в равном значении, приводя пример из наших установлений, поскольку Царство Сына не без Святого Духа получает утверждение, а потому в собственном значении слова Он называется Помазанником (Христом), а потому это имя является убедительным доказательством его нераздельной и неотделимой связи с Духом Святым. Если Помазанник − Единородный Сын, а Помазание − Дух Святой, именование же помазанником свидетельствует о царской власти, а знаком царства является помазание, то разделяет царское достоинство и Дух Святой. Если же, как говорят некоторые, имя Божества обнаруживает и достоинство, а очевидно, что Дух Святой участвует в нем, то общность достоинства приведет к всецелой общности и в имени, отражающем это достоинство.

О Святой Троице.

Блаж. Феофилакт Болгарский

как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним

См. Толкование на Деян. 10:34

Беда Достопочтенный

как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним

Другой текст говорит: Как помазал Его Бог. Значит, Иоанн проповедывал об Иисусе, как помазал Его Бог Духом Святым, именно тогда, когда он говорил: Он будет крестить вас Духом Святым (Мк. 1:8), и далее: ибо видел я Духа, как голубя, сходящего на Него (Мк. 1:10). Значит, Иисус был помазан не видимым елеем, но даром благодати, что обозначается видимым помазанием, которым Церковь помазывает крещаемых. Однако Он не тогда был помазан Духом Святым, когда Тот сошел на Него как голубь во время крещения. Тогда Он соизволил прообразовать Свое тело, то есть Свою Церковь, в которой, в основном, крещаемые принимают Святой Дух. Но в этом таинственном и невидимом помазании тогда должен пониматься Помазанник, когда Слово Божие стало плотью, то есть когда человеческая природа без каких-либо предшествующих заслуг добрых дел соединилась со Словом Божиим в утробе Девы, так что стала с Ним одним Лицом. Поэтому мы исповедуем, что Он был рожден от Духа Святого и Девы Марии.

Изложение Деяний Апостолов.

Лопухин А.П.

как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним

Помазал Иисуса − разумеется по человечеству, как толкует Феофилакт: «так как Он уничижил Себя и приискренне приобщился нашей плоти и крови (Евр. 2:14), то о Нем и говорится, что Он как человек принимает то, что имеет по естеству как Бог…» Это помазание совершилось при крещении Иисуса.

Бог был с Ним − прикровенное и осторожное выражение мысли о Божестве Христовом. Апостол выражается так, чтобы не подать повода к языческому представлению Божественности Иисуса, Которого язычники легко могли принять за воплощение того или другого языческого божества. Ради немощи слушателей менее говорится о Лице Христа, чем должно (ср. Злат.).