Толкования на Деян. 10:44

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 44-48 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней

Посмотри на домостроительство Божие. Петр еще не успел окончить речи, и крещение (Корнилия и бывших у него) еще не совершилось по его повелению; но так как они пока­зали чудное расположение души своей, приняли начало учения и уверовали, что в крещении несомненно подается прощение гре­хов, то и сошел (на них) Дух. Это же совершает Бог с тем намерением, чтобы доставить Петру сильное оправдание. Они не только получают Духа, но и стали говорить языками, что и изумило пришедших с Петром. Зачем же так устраи­вается это дело? Для иудеев, так как они весьма ненавистно смотрели на это. Так везде все совершается Богом; а Петр почти только присутствует здесь, вразумляясь, что им (апо­столам) следует уже обращать язычников, и что это должно чрез них произойти. И не удивляйся! Если после таких со­бытий и в Кесарии, и в Иерусалиме было негодование, то чего не было бы, если бы их не случилось? Поэтому-то они и совершаются чрезвычайным образом. Смотри, как и Петр при этом случае защищается. А что он отвечает после такого случая, о том послушай евангелиста, повествующего так: «тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?» Ви­дишь ли ты, к чему он склонил дело и как желал совер­шить это? Так он еще прежде имел это в мыслях. «Водою», говорит, «кто может запретить»? Он почти как бы опро­вергает противившихся и утверждавших, что этого делать не должно. Все совершилось, говорит, необходимейшее испол­нилось, т.е., то крещение, которым и мы крестились. «И велел им креститься во имя Иисуса Христа». После того, как оправдался, тогда и повелел им креститься, научая их самим делом: настолько ненавистно смотрели (на это) иудеи! Поэтому-то он сначала защищается, хотя дела говорили сами за себя, и потом повелевает. «Потом они просили его пробыть у них несколько дней». После этого он естественно уже не сомне­вается и остается.

Поэтому он и приготовляет речь о язычниках, в которой показывает, что они уже не были язычниками, когда явилась [в них] вера. Таким образом, нисколько не удивительно, что они получили Духа прежде крещения; и с нами то же случилось. Здесь Петр показывает, что они крестились не так, как прочие, но гораздо лучше. Поэтому вполне достигнуто было то, что они [иудеи] не могли ничего более сказать, но должны были признать тех, по крайней мере, в этом отношении себе равными.

Гомилии на Деяния Апостолов.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 44-48 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней

Заметь Божие домостроительство. Бог не допустил, чтобы речь Петра была доведена до конца и чтобы крещение было совершено по распоряжению Петра; но как только Он увидел, что мысль их исполнена изумления, и было положено начало научению, и они вполне уверовали, что крещение есть отпущение грехов, то и сошел Дух. Притом они начали говорить и разными языками, что изумило собравшихся. Между тем Бог заблаговременно устроял в этом великую апологию Петру. Еда воду возбранити может кто, еже не креститися сим? И какая нужда была в воде, когда Дух Святый нисшел на них? Итак я покажу ее и объясню себе это сокровенное таинство. В этом вполне выражаются божественные символы: гроб и умирание, воскресение и жизнь. Как нам легко погружаться и выныривать, так Богу удобно погребать ветхого человека и показывать нового. А трижды это бывает для того, чтобы ты научился, что все это совершается силою Отца и Сына и Святого Духа. А что сказанное не есть одна лишь простая догадка, послушай Павла, который говорит: спогребохомся Ему крещением в смерть (Рим. 6:4). И опять: Ветхий наш человек с Ним распятся (Рим. 6:6). И опять: сообразни быхом подобию смерти Его (Рим. 6:5).

Толкование на Деяния святых Апостолов.

Ориген

Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово

Итак, хочешь ли ты знать, что не только Иисус, говоря, передал слушающим Свой Дух, но и тот, кто от Его имени произносит слово Божие, передает слушающим Дух Божий? Посмотри, как в Деяниях Апостолов, когда Петр говорил с Корнилием, исполнился Духа Святого и сам Корнилий, и те, кто заблуждался вместе с ним. Так, если и ты будешь говорить слово Божие, и будешь говорить в чистоте, и сам не будешь уличен твоими словами, как тот, кто учит одному, а поступает по-другому, и может оказаться, что от твоей речи сердца слушающих воспламенит огонь Святого Духа, и они постоянно будут гореть и пылать для совершения всего, чему ты их учишь, чтобы они делами исполнили то, чему научились в беседах.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Беда Достопочтенный

Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово

Чтобы не вызывало сомнений то, что он крестит язычников, подтверждается свидетельством Святого Духа: сами воды омовения, которые Он обычно освящает, Он упреждает в новом порядке. Это однажды случилось во свидетельство веры язычников и никогда не было среди иудеев.

Изложение Деяний Апостолов.

Лопухин А.П.

Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово

Когда Петр еще продолжалДеян. 11:15«когда начал говорить…», Дух Святый сошел на всех слушавших слово. Это единственный пример во всей апостольской истории, что Дух Св. сошел на присоединяющихся к христианскому обществу еще до крещения их. Без сомнения, это требовалось необычайною важностью событий − первого присоединения язычников к Церкви Христовой без посредства иудейства, после чего такой способ присоединения должен был получить авторитет непререкаемости. «Посмотри на домостроительство Божие, − говорит Златоуст по сему поводу, − Петр еще не успел окончить речи, и крещение еще не совершилось, … но так как они… приняли начало учения и уверовали… то и сошел Дух. Это же совершает Бог с тем намерением, чтобы доставить Петру сильное оправдание. Они не только получают Духа, но и стали говорить языками… Зачем же так устраивается это дело? Для иудеев, так как они весьма ненавистно смотрели на это…»