Толкования на Деян. 11:3

Свт. Иоанн Златоуст

говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними

См. Толкование на Деян. 11:1

Свт. Григорий Двоеслов

говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними

Ведь если бы − ибо он обвинялся верующими − он воспользовался авторитетом, который получил в святой Церкви, то смог бы ответить, что овцы, которые были ему даны, не смеют порицать своего пастыря. Но если бы в ответ на жалобу верующих он сказал что-нибудь как имеющий власть, то, конечно же, не был бы учителем смирения. Значит, он их умилостивил смиренным отношением и даже представил их как свидетелей в деле своего обвинения, говоря: Пошли со мною и сии шесть братьев (Деян. 11:12). Значит, если пастырь, глава апостольской Церкви, совершающий необыкновенным образом знамения и чудеса, не счел недостойным в деле своего обвинения смиренно давать объяснение, насколько больше мы, грешники, когда бываем порицаемы за что-то, должны смиренным отношением умилостивлять наших обвинителей?

Собрание писем.

Прп. Максим Исповедник

говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними

См. Толкование на Деян. 10:11

Блаж. Феофилакт Болгарский

говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними

См. Толкование на Деян. 11:2

Лопухин А.П.

говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними

Примечательно, что верующие из иудеев (обрезанных) упрекают Петра не за то, что он проповедал язычникам Евангелие и крестил их, а зато лишь, что ходил к людям необрезанным и ел с ними. По существу, они не могли ничего возразить против проповеди Христа между язычниками, так как не могли забыть повеления Самого Господа учить все народы, крестя их(Мф. 28:18). Протест их касался лишь допущенного Петром общения с необрезанными. «Тако быша еще косни ученицы Того, Который Сам некогда столь сильно боролся против неразумно упрекавших Его «яко с мытари и грешники Сей яст и пиет…» В данном случае протест крайних ревнителей иудейского закона и обычаев, даже не заповеданных Моисеем, а лишь составлявших предания неведомых старцев, был тем опаснее, что был проявлением того лжеучения, которое после с такою резкостью распространяли иудействующие лжеучители, и которое готово было требовать обязательности всего иудейства с его обрезанием и обычаями для вступления в христианство. Это было уже крайностью, с которой борется Петр, впоследствии еще более Павел − даже после того, как апостольский собор раз навсегда покончил с этим вопросом в своих авторитетных постановлениях.